Изображение xxolaxx с сайта Pixabay

Почему травма может сильно нас изменить?

Это человеческий инстинкт – избегать страданий и стараться сделать жизнь как можно более комфортной и легкой. Но, как это ни парадоксально, многочисленные исследования показали, что страдания и травмы могут иметь положительные долгосрочные последствия.

Например, многие люди, пережившие сильную травму, становятся более глубокими и сильными, чем были раньше. Они могут даже претерпеть внезапную и радикальную трансформацию, которая сделает жизнь более осмысленной и полноценной.

Действительно, исследования показывают, что от половины до трети людей после травмирующих событий, таких как тяжелая утрата, тяжелая болезнь, несчастные случаи или развод, переживают значительное личностное развитие.

Со временем они снова могут ощутить внутреннюю силу, уверенность и благодарность за жизнь и других людей в своей жизни.

Они могут развивать более близкие и подлинные отношения и иметь более широкую перспективу, с четким пониманием того, что важно в жизни, а что нет. В психологии это называется “посттравматическим ростом”.

В течение последних 15 лет ведущий преподаватель психологии Лидского университета Беккета Стив Тейлор исследовал особенно драматическую форму посттравматического роста, которую он называет “трансформацией через потрясения”. Иногда это случается с солдатами на поле боя, с заключенными лагерей для военнопленных, которые находятся на грани голодной смерти, или с людьми, пережившими периоды тяжелой зависимости, депрессии, тяжелой утраты или болезни.

Люди сообщают, что чувствуют себя так, словно обрели новую личность.

Они переходят к гораздо более интенсивному и широкому осознанию с мощным чувством благополучия. Мир вокруг них кажется более реальным и прекрасным. Они чувствуют себя более связанными с другими людьми и природой.

“Пробуждение”

В своей новой книге “Необыкновенные пробуждения” Стив Тейлор делится некоторыми из этих случаев и исследует, чему мы можем научиться на примерах этих трансформаций, и как мы можем это применить к нашему собственному личностному развитию.

Возьмем, к примеру, историю Адриана, который претерпел трансформацию, находясь в тюрьме в Африке. Он был заперт в крошечной камере 23 часа в сутки, не имея ни малейшего представления о том, когда его могут освободить. В течение бесконечных часов заключения он начал размышлять о своей жизни и отпускать прошлое и любое чувство неудачи или разочарования.

В камере у него была маленькая статуэтка Будды, которую он приобрел во время своих путешествий по Азии. В своего рода спонтанной практике медитации он начал подолгу сосредоточивать свое внимание на статуэтке. В течение следующих нескольких недель Адриан начал чувствовать себя более спокойно, пока не почувствовал внезапные изменения: “Это было похоже на щелчок выключателя. Это было полное чувство освобождения и принятия всего и вся, что должно было произойти…”

“Это было избавление от вины, беспокойства, гнева и эгоизма. В течение трех дней я находился в состоянии того, что лучше всего можно описать как благодать. Потом это чувство ослабло, но оно осталось внутри меня”.

У женщины по имени Ева был похожий опыт. После 29 лет алкогольной зависимости она почувствовала себя физически и эмоционально сломленной и попыталась покончить с собой. Она выжила, но эта встреча со смертью привела к изменениям, и ее тяга к алкоголю исчезла. Ева чувствовала себя настолько изменившейся, что, как она сказала Стиву Тейлору: “Я смотрела на себя в зеркало и понятия не имела, кто я такая”.

Несмотря на то, что поначалу Ева была немного смущена своим преображением, она почувствовала себя раскрепощенной, обрела повышенное осознание и возросшее чувство благодарности и связи. Она больше никогда не испытывала желания выпить и вот уже десять лет не пьет.

Разрушение идентичности

Важно отметить, что в трансформации через потрясения нет ничего религиозного. По сути, это психологический опыт, связанный с разрушением идентичности.

Как считает Тейлор, это вызвано разрушением психологических привязанностей – надежд, мечтаний и амбиций, статуса, социальные роли, убеждений и имущества. Эти привязанности поддерживают наше нормальное чувство идентичности. Поэтому, когда они исчезают, наша идентичность разрушается. Обычно это болезненный опыт, но у некоторых людей он, похоже, позволяет проявиться новой личности.

Исследование Тейлора показывает, что такие глубоко укоренившиеся и последующие изменения обычно остаются на неопределенный срок.

Это одна из причин, почему он не верит, что это явление можно объяснить самообманом или диссоциацией – психическим процессом отключения от своих мыслей, чувств, воспоминаний или чувства идентичности.

Трансформация через потрясения также раскрывает огромный потенциал и глубокую устойчивость человеческих существ, о которых мы обычно не подозреваем, пока не столкнемся с вызовами и кризисами. Так что, по сути, в процессе нашего разрушения потрясения и травмы могут также нас пробудить.

Адаптированный перевод статьи by Steve Taylor, The Conversation.
Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Удовольствие от природы важнее досуга на свежем воздухе

Новое исследование, опубликованное в Journal of Environmental Psychology, показывает, что простое удовольствие от пребывания на …

Эмоции помогают мозгу определять и разделять события

В фильме 2001 года “Суп из тортильи” ссора между тремя сестрами заканчивается тем, что одна …