Мы обычно рассматриваем духовные практики как источник умиротворения и вдохновения. Недавнее исследование, проведенное учеными Венского университета, показывает, что они также могут восприниматься и по-другому: многие люди испытывают скуку во время этих практик, и это может иметь далеко идущие последствия. Результаты, недавно опубликованные в журнале Communications Psychology, открывают совершенно новую область исследований и дают захватывающее представление о явлении, которому до сих пор уделялось очень мало внимания.
Несмотря на то, что скука в настоящее время является широко изучаемой темой, до сих пор духовная скука в исследованиях в значительной степени игнорировалась. Психологи из Венского и Эссекского университетов решили решили заняться этим “белым пятном” и с удивлением обнаружили, что скука часто возникает во время духовных практик и она может иметь явно пагубный эффект.
Основой для исследования послужила теория контроля и ценности
Академической основой для исследования послужила теория контроля и ценности. Согласно этой теории, скука – неприятная, отталкивающая эмоция, характеризующаяся измененным восприятием времени, блуждающими мыслями и желанием избежать текущей ситуации – в первую очередь обусловлена двумя факторами: ощущаемым контролем над текущей деятельностью и субъективной ценностью, которую мы ей придаем.
По словам первого автора исследования Томаса Гетца с кафедры психологии развития и образования Венского университета, “скука развивается, когда мы чувствуем, что какая-то деятельность или задачи слишком сложны или слишком просты, что является признаком неподходящего уровня контроля. Скука также возникает, когда мы считаем, что ценность деятельности низкая”.
Множество причин и далеко идущих последствий
В ходе масштабного исследования, в котором анализировались пять типичных духовных практик (йога, медитация, безмолвные ретриты, католические проповеди и паломничество), исследователи изучили более 1200 взрослых людей. Результаты показывают, что основными причинами духовной скуки на самом деле являются чувство чрезмерной или недостаточной нагрузки, а также отсутствие личной значимости у тех, кто занимается духовной практикой.
И то, и другое негативно сказывается на мотивации и осознанности во время практики и может серьезно ослабить ее положительный эффект. “Наше исследование показывает, что скука в духовном контексте может стать серьезным препятствием, снижающим преобразующую силу этих практик”, – говорит Гетц.
Кризисные времена и поиск смыслов
В мире, подверженном глобальным кризисам, таким как климатический кризис и социальная напряженность, все больше и больше людей надеются обрести ориентиры с помощью духовных практик. Однако исследование показывает, что воспринимаемая скука может препятствовать этому процессу.
“Важно индивидуально адаптировать духовные практики и постоянно подчеркивать их актуальность и смысл, чтобы продвигать их преобразующую ценность для нашего общества”, – говорит психолог-педагог Гетц. Основываясь на теории контроля и ценности, исследовательская группа рекомендует лучше персонализировать духовные практики и лучше реагировать на потребности людей, которые ими занимаются.
“Духовные наставники должны поддерживать активный диалог с теми, кто занимается духовной практикой, о том, испытывают ли они чрезмерную или недостаточную нагрузку. Кроме того, они должны подчеркивать важность духовной практики для полноценной жизни”, – объясняет Гетц. Эти меры могут способствовать уменьшению духовной скуки и достижению максимального положительного эффекта от духовной практики.
Это первое исследование, посвященное духовной скуке, открыло совершенно новую область исследований. Исследовательская группа внесла важный вклад в демонстрацию негативных последствий скуки во время духовной практики.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога