Новое исследование, опубликованное в журнале BMC Women’s Health, раскрыло взгляды самих девочек-подростков на то, почему в их демографической группе все чаще наблюдается плохое настроение и тревожность.
В исследовании, проведенном в Англии учеными, в том числе доктором Олой Демкович из Манчестерского университета, приняли участие девочки в возрасте 16-18 лет. Оно проводилось, чтобы изучить их точку зрения на эту растущую проблему общественного здравоохранения.
Выяснилось, что многие девочки считают, что плохое настроение и тревожность – это “нормально” для их возрастной группы, но особенно для их поколения. Девочки выделили несколько взаимосвязанных факторов, способствующих возникновению таких чувств:
- Гендерные ожидания: С юных лет девочки сталкиваются с постоянным давлением, вынуждающим их соответствовать строгим и узким стереотипам о том, как они должны выглядеть и вести себя. От них требуется быть тихими, вежливыми и красивыми в соответствии с очень специфическими стандартами, что может привести к ощущению неуверенности и никчемности.
- Давление в образовании: Девочки рассказали о сильном давлении, которое оказывалось на них в учебе, чтобы они получали высокие оценки и вели себя безупречно, не допуская ошибок. Девочки говорят, что, по их мнению, это давление может быть еще сильнее для девочек, которые могут чувствовать, что от них ожидают выдающихся результатов.
- Отношения со сверстниками: Трудности в дружеских отношениях, включая сравнение, конкуренцию и конфликты, способствуют стрессу и снижению самооценки.
- Социальные сети: Девочки говорят о том, что платформы, особенно ориентированные на визуальный контент, такие как Instagram* и TikTok, могут усиливать неуверенность, продвигая нереалистичные стандарты внешности и достижений, а также создавать возможности для чрезмерного сравнения, в котором может быть трудно ориентироваться.
В исследовании подчеркивается, что эти проблемы сложны и взаимосвязаны, и у них нет простых решений. Сами участницы предостерегают от чрезмерного упрощения проблемы и подчеркивают необходимость учитывать индивидуальные различия и социальный контекст.
“Идеи, пришедшие в результате общения с самими девочками, имеют политическое и практическое значение для совершенствования систем, отвечающих потребностям девочек. Наше исследование показывает, что школам и сообществам необходимо бороться с гендерными стереотипами, преодолевать академическое давление, поддерживать здоровые отношения между сверстниками и поощрять ответственное взаимодействие в социальных сетях”, – говорит доктор Ола Демкович.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога