Хотя в первые годы жизни мы многому учимся, став взрослыми, мы не можем вспомнить конкретные события того времени. Исследователи долгое время считали, что мы не помним этот опыт, потому что часть мозга, ответственная за сохранение воспоминаний – гиппокамп – продолжает развиваться вплоть до подросткового возраста и просто не может кодировать память в раннем возрасте. Но новое исследование Йельского университета доказывает, что это не так.
В ходе исследования ученые из Йельского университета показывали младенцам новые изображения, а затем проверяли, запомнили ли они их. Когда гиппокамп младенца был более активен при первом просмотре изображения, он с большей вероятностью узнавал это изображение позже.
Результаты, опубликованные в журнале Science, указывают на то, что воспоминания действительно могут быть закодированы в нашем мозге в первые годы жизни. И теперь исследователи изучают, что происходит с этими воспоминаниями с течением времени.
Наша неспособность вспомнить конкретные события первых нескольких лет жизни называется “инфантильной амнезией”. Но изучение этого феномена является сложной задачей.
“Отличительной чертой воспоминаний такого типа, которые мы называем эпизодическими, является то, что вы можете описать их другим, но это невозможно, когда вы имеете дело с детьми, не умеющими говорить”, – говорит Ник Терк-Браун, профессор психологии факультета искусств и наук Йельского университета, директор института Ву Цай Йельского университета и старший автор исследования.
Для проведения исследования ученые хотели найти надежный способ проверки эпизодических воспоминаний младенцев. Команда под руководством Тристана Йейтса, в то время аспиранта, а теперь научного сотрудника Колумбийского университета, использовала подход, при котором они показывали младенцам в возрасте от четырех месяцев до двух лет изображение нового лица, предмета или сцены. Позже, после того как младенцы увидели несколько других изображений, исследователи показали им ранее увиденное изображение рядом с новым.
“Когда дети видят что-то впервые, мы ожидаем, что они будут смотреть на это дольше, когда увидят снова”, – говорит Терк-Браун. “Таким образом, в этом задании, если младенец смотрит на ранее виденное изображение дольше, чем на новое рядом с ним, можно интерпретировать как то, что ребенок узнает в нем что-то знакомое”.
Исследовательская группа, которая за последнее десятилетие первой разработала методы проведения функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) у бодрствующих младенцев (что исторически было затруднительно из-за кратковременной концентрации внимания младенцев и их неспособности сохранять неподвижность или следовать указаниям),измерила активность гиппокампа младенцев, пока они просматривали изображения.
В частности, исследователи оценили, связана ли активность гиппокампа с прочностью воспоминаний младенца.
Они обнаружили, что чем выше активность гиппокампа, когда младенец смотрит на новое изображение, тем дольше младенец на него смотрит, когда оно появляется позже.
А задняя часть гиппокампа (часть, расположенная ближе к затылку), где активность при кодировании была наиболее высокой, – это та же самая область, которая больше всего связана с эпизодической памятью у взрослых.
Эти результаты были верны для всей выборки из 26 младенцев, но наиболее выраженными они были у детей старше 12 месяцев (половина выборочной группы). По словам Терк-Брауна, этот возрастной эффект приводит к созданию более полной теории о том, как развивается гиппокамп, поддерживая обучение и запоминание.
Ранее исследовательская группа обнаружила, что гиппокамп младенцев в возрасте трех месяцев демонстрирует другой тип памяти, называемый “статистическим обучением”. В то время как эпизодическая память связана с конкретными событиями, такими, как, скажем, вчерашний ужин в тайском ресторане с приезжими гостями, статистическое обучение заключается в извлечении закономерностей из событий, например, как выглядят рестораны, в каких районах подают блюда определенной кухни, или типичная манера рассаживания и обслуживания.
Эти два типа памяти используют разные нейронные пути в гиппокампе. А в предыдущих исследованиях на животных исследователи показали, что путь статистического обучения, который находится в передней части гиппокампа (области, расположенной ближе к передней части головы), развивается раньше, чем путь эпизодической памяти.
Таким образом, Терк-Браун предположил, что эпизодическая память может появиться позже в младенчестве, около года или старше. Он утверждает, что такая прогрессия развития имеет смысл, если думать о потребностях младенцев.
“Статистическое обучение заключается в извлечении устройства окружающего мира. Это имеет решающее значение для развития языка, зрения, концепций и многого другого”.
“Поэтому понятно, почему статистическое обучение может начать работать раньше, чем эпизодическая память”, – говорит он.
Тем не менее, последняя работа исследовательской группы показывает, что эпизодические воспоминания могут кодироваться гиппокампом раньше, чем считалось ранее, задолго до появления самых ранних воспоминаний, о которых мы можем рассказать во взрослом возрасте. Итак, что же происходит с этими воспоминаниями?
Есть несколько вариантов, говорит Терк-Браун. Во-первых, воспоминания могут не преобразовываться в долговременную память и, таким образом, просто не сохраняться надолго. Во-вторых, воспоминания могут сохраняться еще долгое время после кодирования, но мы просто не можем получить к ним доступ. И Терк-Браун подозревает, что это может быть именно так.
В рамках текущей работы команда Терка-Брауна проверяет, могут ли младенцы, малыши ясельного возраста и дошкольники помнить домашние видео, снятые с их точки зрения, когда они были еще младше. Предварительные пилотные результаты показывают, что эти воспоминания могут сохраняться до дошкольного возраста, а затем со временем исчезают.
Новые результаты, полученные под руководством Йейтса, позволяют установить важную связь.
“Работа Тристана удивительно согласуется с недавними исследованиями на животных того, что инфантильная амнезия является проблемой с воспроизведением воспоминаний”.
“Мы работаем над отслеживанием сохранности воспоминаний в гиппокампе на протяжении всего детства, и даже начинаем рассматривать радикальную, почти научно-фантастическую возможность того, что они могут сохраниться в той или иной форме и во взрослой жизни, несмотря на то, что они недоступны”, – говорит Терк-Браун.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога