Серия интервью с восемью израильскими солдатами, участвовавшими в боевых действиях, показала, что их татуировки тесно связаны с военным опытом и эмоциональными потрясениями. Эти татуировки часто служили в качестве механизма преодоления трудностей, помогая солдатам осмыслить свое пребывание в армии. Результаты исследования опубликованы в журнале Stress and Health.
Поступая на военную службу, солдаты попадают в мир, сильно отличающийся от гражданской жизни. Они становятся частью большой иерархической организации, в которой действуют строгие правила и дисциплина. Их обучают беспрекословно выполнять приказы, даже если это может подвергнуть их жизни опасности.
Во время боевых операций солдаты могут сталкиваться с длительными боями, сильной усталостью, недосыпанием, гибелью товарищей и угрозами собственной жизни.
Для многих этот опыт оказывается слишком тяжелым и может привести к симптомам сильного психологического стресса, психическим расстройствам и проблемному поведению. В своих попытках справиться с этими переживаниями и их пережить, некоторые солдаты обращаются к татуировкам. Татуировки могут служить формой самовыражения, средством утверждения индивидуальности или способом сохранения своей личности в условиях строгой регламентации военной жизни.
Исследование, проведенное Керен Коэн‐Лук и Яковом Илузом, было направлено на изучение того, как солдаты— участники боевых действий — те, кто непосредственно участвует в военных операциях, используют татуировки в качестве средства для преодоления своих переживаний.
В исследовании приняли участие восемь израильских военнослужащих, которые сделали татуировки либо во время службы в армии, либо вскоре после демобилизации. Эти татуировки часто были связаны с травматическими событиями, которые они пережили, например, с участием в продолжительных боевых действиях, травмами или ранениями, смертью или самоубийством сослуживцев. Две участницы были женщинами.
Участникам исследования было от 21 до 29 лет. Четверо из них были холостяками и четверо состояли в браке. У шести участников было до трех татуировок, у одного – шесть, а у одного – пятнадцать. Большинство татуировок были связаны с военной службой. Участников набирали через израильские группы в Facebook*, посвященные татуировкам.
Они заполнили демографическую анкету, предоставили основную информацию о своей военной службе (например, ответили на вопросы: “Были ли вы военным или нет?”, “Участвовали ли вы в боевых действиях во время службы?”) и ответили на ряд вопросов об своих татуировках.
В ходе интервью исследователи выявили две основные темы.
Первая заключалась в том, что военные события и бедствия, которые пережили солдаты, служили фоном для многих их татуировок.
Эти татуировки служили напоминанием о травмирующих событиях, которые они пережили. Как вспоминал один из участников: “Когда меня демобилизовали, я много думал об этом – о моем командире, о пулях, пролетающих над моей головой. Я вижу его окровавленным и все такое”.
Вторая тема заключалась в том, что татуировки служили ресурсом для преодоления стресса. Трем участникам татуировка помогла снять стресс, позволив им выразить и пережить свои эмоции. Татуировки приносили чувство облегчения и спокойствия. Один из участников объяснил: “В основном, некоторые татуировки помогают мне снизить уровень стресса и стать спокойнее. В определенных ситуациях я действительно мог вскипеть от стресса, но когда я думаю о том, что татуировки были частью того, что я пережил, я становлюсь спокойнее и меньше переживаю из-за ситуации”. Другие участники рассматривали свои татуировки как источник силы и расширения возможностей, придающий позитивный смысл их трудностям.
“Это качественное исследование показывает, что солдаты боевых действий используют татуировки в качестве ресурса преодоления трудностей, позволяющее им адаптироваться и справляться с событиями, с которыми они сталкивались во время своей боевой военной службы. Рассуждения участников выявили два ресурса преодоления трудностей, которые солдаты использовали с помощью татуировок: эмоциональное облегчение и позитивно‐продуктивное преодоление. По мнению участников, похоже, что оба типа ресурсов преодоления трудностей являются адаптивными. Ресурс эмоционального облегчения может быть эффективным в снижении сильного психологического стресса, а позитивно-продуктивный ресурс преодоления трудностей может быть эффективным для усиления позитивных чувств”, ‐ заключают авторы исследования.
Работа вносит вклад в растущее число исследований о том, что татуировки могут выполнять психологические и эмоциональные функции, особенно у ветеранов боевых действий.
Однако авторы предупреждают, что это небольшое качественное исследование, в котором приняли участие всего восемь израильских солдат. Полученные результаты могут быть неприменимы к солдатам из других культур или военных систем.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога