Как маленькие дети классифицируют предметы?
Чтобы выяснить это, доцент кафедры дидактики педагогического факультета Монреальского университета Сара Дюфур провела исследование, в ходе которого детям раздавали игрушечные наборы продуктов и просили разложить их по полкам.
Дюфур наблюдала, как дети в возрасте от трех до пяти лет разрабатывали свои стратегии, и анализировала математические операции, которые они использовали для классификации предметов повседневного обихода.
Чтобы изучить процессы, лежащие в основе категоризации, Дюфур наблюдала за детьми в течение двух 30-минутных занятий и отмечала, как они сортировали, классифицировали и группировали предметы.
Категоризация в теории
“Категоризация означает организацию объектов в соответствии с одним или несколькими критериями”, – объясняет Дюфур. “Согласно научной литературе, объекты можно категоризировать, сортируя, классифицируя или их группируя. Мы решили посмотреть, как дети применяют эти процессы на практике”.
Сортировка означает упорядочивание предметов, например, выстраивание карандашей в ряд от самого светлого к самому темному. Классификация означает разделение предметов на основе заранее определенного критерия, например, раскладывание карандашей по цветам. Группировка означает формирование наборов на основе общей характеристики, определенной самими детьми.
“Например, ребенок может заметить, что три карандаша в его коллекции синие, и сложить их вместе, даже если они разных оттенков синего, обосновывая свой выбор схожестью цвета”, – говорит Дюфур.
Категоризация на практике
Чтобы запечатлеть рассуждения детей в действии, Дюфур использовала качественный и интерпретационный подход. “Моей целью было наблюдать, как эти процессы возникают и соединяются спонтанно, без строгих инструкций”, – говорит она.
“Вот почему я использовала игрушки, а не, скажем, абстрактные геометрические фигуры. Мы знаем, что дети в раннем возрасте могут манипулировать базовыми фигурами, такими как круги, квадраты и треугольники, но я хотела пойти дальше и изучить их мышление, чтобы понять, как они выстраивают свои категоризации”.
Она использовала игрушки, тематически связанные с продуктовыми магазинами, которые можно было разделить на несколько категорий: маленькие коробочки, фрукты, овощи и так далее.
Исследование показало, что дети способны к сложным рассуждениям и даже создают подгруппы внутри своих категорий.
“Этот принцип включения класса отражает развитое мышление”, – говорит Дюфур. “Но хотя ученики начальной школы способны классифицировать предметы, им часто бывает трудно объяснить свой подход и описать критерии, которые они использовали”.
В своем исследовании Дюфур намеревалась показать, что к рассуждениям детей можно получить доступ, если им будет оказана надлежащая поддержка.
“Некоторые дети чередовали группировку и классификацию”, – сообщает она. “Когда они замечали несоответствие, они спонтанно корректировали свои группировки на основе нового признака”.
За пределами бинарной классификации
Исследование показало, что маленькие дети могут выйти за рамки простой бинарной классификации, которая делит объекты на две категории: те, у которых есть признак, и те, у которых его нет.
“Мы часто думаем, что дети начинают категоризацию, противопоставляя две группы: красный карандаш попадает в одну категорию, а все остальные — в другую”, – говорит Дюфур.
“Но наше исследование показывает, что они способны разрабатывать более сложные категоризации и создавать несколько групп на основе различных критериев”.
“Эти результаты открывают новые педагогические возможности и позволяют предположить, что при соответствующей поддержке у детей может развиваться сложное математическое мышление с раннего возраста”, – добавляет она.
Статья опубликована в Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога