Представьте, что вы ребенок в классе, и учитель просит всех разбиться на группы для выполнения проекта. Вы сидите и ждете, наблюдая, как другие дети разбиваются на пары, и гадаете, выберет ли кто-нибудь вас.
Согласно новому исследованию Университета Джорджии, опубликованному в The Journal of Early Adolescence, страх быть отвергнутым, знакомый многим детям и взрослым, может существенно повлиять на то, как дети ведут себя в группах сверстников.
Исследование показало, что дети, которые испытывают тревогу из-за того, что их могут отвергнуть, с большей вероятностью будут соответствовать академическим ожиданиям, например, усерднее учиться или соблюдать правила поведения в классе. Они также с меньшей вероятностью будут создавать проблемы своим поведением.
С другой стороны, дети, которые активно ожидают отвержения, склонны сопротивляться как академическому поведению, так и популярным трендам.
Чувствительность к отвержению относится к двум категориям реакций на потенциальное отвержение: ожидание отвержения (когнитивная склонность ожидать отвержение), и тревожное или гневное упреждение (эмоция, испытываемая при ожидании отвержения).
“Чувствительность к отвержению – действительно тревожная характеристика у детей”, – говорит Мишель Лиз, профессор кафедры педагогической психологии Колледжа раннего образования и соавтор исследования. “Когда дети чувствительны к отвержению, они могут беспокоиться и замыкаться в себе, злиться и становиться враждебными. Если они пытаются приспособиться и не быть отвергнутыми, они могут научиться приспосабливаться, заискивать или быть менее напористыми. Чувствительность к отвержению также является хорошим прогностическим фактором депрессии, даже до появления симптомов.”
В исследовании, проведенном под руководством недавней выпускницы Университета Джорджии Кайенн Предикс, приняли участие более 350 учащихся четвертых и пятых классов. Они заполнили анкеты со сценариями, чтобы оценить, насколько вероятно, что они будут подражать поведению своих друзей в трех областях: учебе, следовании трендам и создании проблем.
“Что касается социального развития, то в этом возрасте дети пытаются научиться ориентироваться во всей своей социальной сети, в том числе в своем статусе в группе друзей, и это очень уникальное время для того, чтобы понять, как дети относятся к своему месту в группе”, – говорит Лиз. “Не то чтобы у них не было хороших друзей, у них они есть – они играют, они занимаются другими делами, но в этом возрасте одна из их главных задач – научиться вписываться в общество”.
Интересно, что наблюдение за тем, как другие становятся жертвами сплетен или буллинга, не оказывало постоянного влияния на конформизм детей в их поведении.
Напротив, эмоциональные и когнитивные реакции детей на потенциальное отвержение были самыми сильными прогностическими факторами того, будут ли они следовать групповым нормам.
В частности, тревожные дети были более склонны избегать деструктивного поведения и соответствовать положительному академическому поведению своих сверстников, например, больше учиться или участвовать в занятиях. И наоборот, те, кто ожидал отвержения, с меньшей вероятностью соответствовали академическим или социальным нормам.
“В целом, результаты исследования подчеркивают необходимость учитывать как эмоциональные, так и когнитивные аспекты чувствительности к отвержению при изучении конформизма, особенно в контексте реляционной агрессии в дружеских группах”, – говорит Лиз.
Лиз и ее исследовательская группа продолжают изучать, как нормы дружеских групп влияют на чувствительность к отвержению и конформизм.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога