Image diana.grytsku by Freepik

Как разговорить ребенка о школьном дне?

Один из первых вопросов, который родители задают своим детям после школы: “Как прошел твой день?” Мы просто хотим знать, как у них дела и что с ними произошло в школе.

Но такие разговоры могут казаться мучительными. Часто вы можете услышать только “хорошо” или “отлично” (и то, если вам повезет).

Почему дети неохотно делятся информацией о том, как прошел их день, и как можно побудить их рассказывать больше подробностей?

Почему дети не любят разговаривать?

Школа может быть непосильной – с разнообразными социальными, учебными и физическими требованиями.

Это может показаться простым, но правдивый ответ на вопрос “как сегодня было в школе?” требует значительных усилий и принятия решений, чтобы обобщить информацию, полученную в течение насыщенного дня. Ребенок также может колебаться с ответом, если считает, что реакция родителей может быть гневной, обеспокоенной или растерянной.

Дети также, скорее всего, чувствуют себя голодными и уставшими сразу после школы. Они, вероятно, думают о том, чтобы перекусить перед разговором. Если вспомнить знаменитую теорию психолога Абрахама Маслоу об “иерархии потребностей”, то потребности выживания, такие как чувство голода, в идеале удовлетворяются до общения и установления связи.

Кроме того, у детей еще не до конца сформирована теория разума (способность представлять, что происходит в голове другого человека). Поэтому они могут не понимать, почему родители спрашивают о их школе или что именно они хотят узнать.

Как подготовиться к беседе?

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы беседа с вашим ребенком была более содержательной.

  1. Подумайте о цели: спросите себя, хотите ли вы получить информацию или просто пообщаться со своим ребенком. Чтобы почувствовать момент связи, вы можете просто сказать: “Мне так радостно тебя видеть” у школьных ворот. Чтобы получить информацию, задайте ребенку очень конкретный вопрос (который не потребует от него особых умственных усилий). Например, “был ли у тебя сегодня диктант по орфографии”, вместо “чему ты научился?”.
  2. Выберете подходящее время: вместо того, чтобы расспрашивать ребенка сразу после школы, подумайте о том, чтобы подождать. Лучше поговорить с ним после того, как ребенок отдохнет за любимой игрой и перекусом, за ужином или даже по дороге в школу на следующее утро.
  3. Попробуйте создать ритуал, которая поможет вашему ребенку подготовиться к ответу, например, “ужин с розами”. За обеденным столом каждый делится своими ежедневными “шипами” (чем-то трудным или расстраивающим) и “лепестками” (чем-то приятным).
  4. Учитывайте пространство: беседы с глазу на глаз могут создавать напряжение и походить на допрос. Вот почему психологи обычно ставят кресла во время терапии под небольшим углом, чтобы создать спокойную, непринужденную атмосферу, в которой легче раскрывать сложные вещи.

А также старайтесь проводить время бок о бок со своим ребенком. Например, гуляйте или ездите, занимайтесь рукоделием, играйте в Lego, занимайтесь спортом или готовьте еду. Ваш ребенок может спонтанно затронуть тему, или вы можете смоделировать разговор, рассказав сначала о своем дне.

Пришло время поболтать

Чтобы создать комфортную и безопасную обстановку для вашего ребенка во время общения, следует учесть еще четыре момента.

1. Слушайте по-настоящему: если ваш ребенок начинает разговор, уделите ему все свое внимание и проявите энтузиазм (для этого нужно убрать телефон). Если вы заняты обдумыванием того, что скажете дальше, пока ваш ребенок говорит, это не очень качественное выслушивание.

Покажите, что вы слушаете, перефразируя то, что он говорит, или определяя чувства. Это помогает ему чувствовать, что его слушают и понимают.

Если ваш ребенок открывается, рассказывая о чем-то важном, и чувствует, что вы его не поддерживаете и не сосредотачиваетесь, вы отбиваете у него охоту открываться в будущем.

2. Будьте сострадательны и любопытны: желание защитить нашего ребенка очень сильно, но вместо того, чтобы пытаться “решить проблему” или научить его “как надо”, когда он разговаривает, не бойтесь молчания и проявления любопытства в задавании вопросов. Любопытство помогает нам показать, что мы заботимся о нем, позволяет ребёнку самому распоряжаться своими переживаниями и реакциями, а не родители указывают ему, что он должен чувствовать.

Например, на фразу “Никита сказал, что я не могу с ним играть” можно ответить вопросом “каково это было для тебя?”, а не возмущением (“это ужасно со стороны Никиты!”).

3. Отмечайте сильные стороны: когда ваш ребенок говорит, прислушивайтесь к тому, какие сильные стороны и ценности скрыты в том, чем он делится. Когда родители подчеркивают сильные стороны и навыки ребенку, это помогает укрепить его самооценку. Например, “звучит так, будто это расстроило тебя, потому что ты ценишь справедливость”.

4. Продолжайте разговор: если ваш ребенок говорит о предстоящих событиях, вернитесь к этому снова Например, “на прошлой неделе ты говорил, что нервничаешь из-за баскетбольных соревнований, как ты себя чувствуешь сейчас??” Это также покажет, что вы внимательно слушали.

Волшебной формулы не существует: каждый разговор так же индивидуален, как и люди, которые в нем участвуют. Поэтому поэкспериментируйте с этими идеями и обратите внимание на то, что подходит вам и вашему ребенку.

Madeleine Fraser, 
Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Психическое здоровье отца влияет на развитие ребенка

Эксперты из Детской больницы Энн и Роберта Х. Лурье в Чикаго подтверждают необходимость выявления у …

Экранное время и детские эмоциональные проблемы

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Psychological Bulletin, слишком долгое нахождение у экранов может вызвать у детей …