С момента своего создания социальные сети иногда рекламировались как способ объединения людей, даже для совместной работы и продвижения революционных идей.
Но исследование, проведенное Канзасским университетом, показало, что когда люди не воспринимают друг друга как равных – даже если у них общие цели, – социальные сети могут стать способом игнорировать идеи других и их изолировать.
В 2019 году миллионы людей по всему Алжиру вышли на улицы и в социальные сети во время акции протеста “Хирак” – так по-арабски называются протесты.
Это случилось после того как президент Абд Алазиз Бутефлика объявил о своем намерении баллотироваться на беспрецедентный пятый срок.
Исследователи из Канзасского университета опросили более 30 алжирских женщин, которые принимали участие в акции протеста “Хирак”, выступая за права женщин и феминистские вопросы в рамках протестов. Они изучили коммуникацию в социальных сетях, чтобы понять, как она способствует реализации идеи под названием коннективная демократия, которая выступает за использование цифровых медиа для объединения различных групп со схожими целями.
Хотя Facebook* – самая популярная социальная сеть в Алжире – позволяла феминисткам сотрудничать и уточнять свои сообщения, исследование показало, что на самом деле это способствовало усилению насилия и угнетения, с которыми женщины сталкиваются в обществе.
“Хирак произошел отчасти потому, что люди боялись говорить о проблемах в Алжире”, – говорит Рим Чайф, докторант Канзасского университета и ведущий автор исследования. “Люди боялись выходить на улицу и говорить о своих правах. Поэтому, когда это началось, алжирцы нарушили многолетнее молчание, выразив протест.
“Многие женщины участвовали в Хираке и отстаивали свои политические и гражданские интересы. Феминизм в Алжире исторически был маргинализирован”.
“Поэтому идея этой статьи возникла из размышлений о том, как – если это вообще возможно – эти феминистские идеи можно включить в продемократическое движение в Алжире”.
Чайф, которая является уроженкой Алжира, свободно владеет тремя наиболее распространенными в стране языками: арабским, французским и английским. Чайф проводила исследование совместно с доцентом кафедры журналистики и массовых коммуникаций Кристофером Этериджем. Результаты были опубликованы в журнале Social Media + Society.
Исследования в области построения демократии уже долгое время фокусировались на разнородных группах, объединяющихся вокруг общей цели. С момента появления социальных сетей эти платформы стали преподноситься как способ, позволяющий людям совместно работать над реформированием правительства.
“Существует западная идея объединения людей, чтобы они говорили об своих различиях и определяли, что у них общего, и поэтому многие ученые задавались вопросом, можно ли применить эти принципы в цифровом формате”, – говорит Этеридж. “И учитывая, что эти темы действительно являются доминирующими в западной мысли о том, как построить демократию, могут ли они быть применены на Ближнем Востоке и в Северной Африке?”
Респондентки, участвовавшие в исследовании, указали, что, хотя социальные сети и позволили им найти других людей, которые хотели бы отстаивать интересы феминисток и права женщин, они не устранили разрыв с более традиционными представлениями об устройстве общества в Алжире. Вместо этого они способствовали распространению насилия, с которым женщины сталкивались в реальной жизни.
“Во время Хирака существовали различные группы, включая либеральные и феминистские, каждая со своими требованиями”, – говорит Чайф.
“Несмотря на свои разногласия, они были едины в призывах к переменам. Однако каждая группа хотела, чтобы ее требования были включены в более широкую повестку дня Хирака.
“И мы обнаружили, что это насилие продолжалось и на онлайн-платформах”, – говорит Чайф. “Феминисткам говорили: “Нет, нам нужно сосредоточиться только на той главной цели, за которую мы все боремся. Так что давайте пока отложим в сторону женские проблемы и не будем обсуждать наши разногласия, пока не достигнем общей цели”. Одна из участниц нашего исследования упомянула, что наткнулась на пост в Facebook*, в котором говорилось, что женщины должны оставаться дома, почему они вообще протестуют?”
В исследованиях, посвященных роли социальных сетей в обществе, часто рассматривается, устраняют ли они разрыв в восприятии или позволяют людям изолироваться от других единомышленников. Чайф и Этеридж ссылаются на исследования, в которых утверждается, что технологии могут объединять людей из разных слоев общества, если они согласны с общей целью. Однако, как отметили алжирские женщины, это также способствовало закреплению существующих предубеждений и тому, что “вокруг царила атмосфера женоненавистничества”, как сказала одна из респонденток.
“Это была действительно мощная цитата, которая, как нам показалось, иллюстрировала идею о том, что можно объединить людей, если эти люди воспринимают друг друга как равных, но в данной ситуации одна группа не воспринимала другую как равную, и они это знали”, – говорит Этеридж. “Очень сложно вести переговоры с кем-то, кто не видит общих точек соприкосновения с вами”.
“И поэтому, чтобы включить платформу феминисток в эту более масштабную демонстрацию, нужно было преодолеть уровень женоненавистничества, который оставался неизменным”.
Чайф говорит, что она надеется изучить опыт других групп, которые принимали участие в Хираке, чтобы понять, сталкивались ли они с подобными враждебными действиями в рамках более масштабной работы по изучению роли социальных сетей, технологий и общества, а также стратегий, которые люди используют с их помощью, чтобы добиться перемен.
“Коннективная демократия и другие формы совещательной демократии должны учитывать состояние и природу существующих государственных структур, прежде чем применять эти стратегии”, – пишут авторы. “Проще говоря, коалиции, созданные на основе общей идентичности и построения сетей, не так эффективны в среде, когда голоса меньшинств структурно маргинализированы”.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога