В течение многих лет исследователи-психологи рассматривали отвержение со стороны сверстников и социальную изоляцию как нечто взаимозаменяемое, когда речь заходит о раннем подростковом возрасте. Считалось, что если дети попадают в одну из этих двух групп, они попадают и в другую. Недавнее исследование показало, что на самом деле между группами мало общего, и социально изолированные дети сталкиваются с иными рисками.
“Вообще говоря, в раннем подростковом возрасте существует два типа социально маргинализированных групп”, – говорит Кейт Норуолк, ведущий автор исследования и доцент кафедры психологии Университета штата Северная Каролина. “Есть дети, которые сталкиваются с отвержением со стороны сверстников, то есть их не любят другие дети; и есть дети, которые испытывают социальную изоляцию, что означает, что у них нет группы друзей. Исторически, я думаю, исследователи рассматривали эти две группы как одинаковые”.
“В этом исследовании я решила выяснить, действительно ли эти две группы отличаются друг от друга, и что это значит для благополучия этих детей”.
“Мы много знаем об отверженных детях – на их изучение потрачены десятилетия. Но мы действительно не обращали никакого внимания на изолированных детей. И, как оказалось, они очень разные.”
Для своего исследования Норуолк и ее коллеги использовали данные 1075 учащихся 5-го, 6-го и 7-го классов. Учащихся опрашивали дважды в год в течение двух лет. Отвержение со стороны сверстников оценивалось с помощью опроса учащихся, кто им «меньше всего нравился» в своем классе. Социальная изоляция измерялась путем опроса детей о том, кто в их классе «тусуется вместе»; дети, имена которых не были названы, считались изолированными, поскольку не были идентифицированы как принадлежащие к какой-либо группе сверстников. Учащихся также спрашивали, какие одноклассники проявляли определенное поведение. Наконец, учащихся спросили, помогут ли им одноклассники, если над ними будут издеваться.
Проще говоря, исследователи обнаружили, что существуют четкие различия между детьми, которые были отвержены, и детьми, которые были изолированы.
“Между этими двумя группами было очень мало совпадений”, – говорит Норуолк. “У большинства детей, которых меньше всего любили в классе, все равно была какая-то группа сверстников; а дети, у которых не было группы сверстников, не вызывали особой неприязни”.
Фактически, единственное, что объединяло эти две группы, – это то, что пребывание в группе отверженных или изолированной группе было связано с повышенным риском виктимизации, а это означало, что учащиеся из обеих групп чаще, чем другие дети, подвергались буллингу.
Но хотя каждая группа также сталкивалась с другими поведенческими проблемами, характер этих проблем значительно различался.
Учащиеся из группы отверженных чаще, чем другие дети, проявляли агрессивное поведение, например, издевались над другими и срывали уроки. Они также были менее склонны к просоциальному поведению, например, быть добрыми и хорошо учиться в классе.
Этого не было в случае с учащимися из изолированной группы, которые с большей вероятностью проявляли интернализующее поведение, например, были застенчивыми и замкнутыми. Дети из изолированной группы также были единственными, кто в целом сообщал, что не ожидает поддержки от сверстников, если над ними будут издеваться.
“Это исследование показывает, что учащиеся, сталкивающиеся с отвержением со стороны сверстников, и учащиеся, сталкивающиеся с социальной изоляцией, имеют разные профили и сталкиваются с разными рисками”, – говорит Норуолк. “Более того, изолированные дети могут с большей вероятностью остаться незамеченными именно потому, что они не создают проблем в классе и не участвуют в буллинге других детей.
“Но дети, сталкивающиеся с социальной изоляцией, явно нуждаются в поддержке. Поведение, связанное с интернализацией, которое мы наблюдаем у изолированных детей в этом исследовании, часто является ранними симптомами проблем с психическим здоровьем. А поскольку они изолированы, учителя и родители с меньшей вероятностью будут считать их жертвами буллинга, даже если они будут испытывать меньшую поддержку со стороны сверстников, сталкиваясь с буллингом”, – говорит Норуолк.
“Я думаю, что нам – родителям, учителям, консультантам, исследователям – необходимо найти способы более эффективного выявления и поддержки таких детей”.
Исследование опубликовано в Journal of Youth and Adolescence.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога