В наши дни в детских классах часто используются цифровые ресурсы в качестве инструментов для определенных учебных процессов. Например, существуют компьютерные программы, предназначенные для детей, которые учатся читать и писать. Поскольку предлагаемые ими упражнения должны выполняться на компьютере, ученики нажимают клавиши и кнопки и откладывают в сторону карандаши и бумагу.
Чтобы оценить влияние этих методов, основанных на печатании текста, в исследовании Университета Страны Басков было проведено сравнение, чтобы проанализировать влияние обучения с использованием клавиатуры или рукописных принадлежностей на навыки у детей. Работа опубликована в Journal of Experimental Child Psychology.
“Поскольку дети все меньше и меньше пишут от руки, мы хотели изучить влияние этого на навыки чтения и правописания. Другими словами, мы хотели выяснить, развивается ли по-разному способность к изучению букв, а также к усвоению и запоминанию структуры слов при обучении письму от руки или с помощью клавиатуры”.
“Мы пришли к выводу, что дети, которые писали от руки, показали лучшие результаты”, – объясняет исследователь Джоана Ача.
Прежде, чем прийти к такому выводу, был проведен эксперимент с участием детей в возрасте 5-6 лет. Этот возраст был выбран потому, что он является наиболее благоприятным моментом в их развитии. Именно в этом возрасте дети начинают учиться читать и писать. Пятьдесят детей с базовым пониманием прочитанного обучили девяти буквам грузинского и армянского алфавитов, а также 16 псевдословам, придуманным исследователями путем комбинирования букв.
“Цель состояла в том, чтобы использовать буквы и слова, которые были совершенно новыми для детей, чтобы убедиться, что они учатся с нуля. Фактически, в проведенных до сих пор исследованиях использовались алфавиты, принятые в культуре детей, поэтому не так-то просто выяснить, в какой степени они не знали представленные символы”, – говорит Ача.
Таким образом, все ученики были обучены новым буквам и словам, но не все одинаково. Половину из них попросили переписать их от руки, а другую половину – с помощью клавиатуры. Таким образом, исследование позволило сосредоточиться на важности графомоторной функции. Другими словами, на том, как движения руки влияют на процесс чтения и письма. На самом деле, когда мы печатаем на клавиатуре, мы не воспроизводим форму буквы, поэтому графомоторная функция оказывает меньшее влияние на усвоение структуры букв и слов. Напротив, письмо от руки оказывает большее влияние.
“После того как мы обучили каждую группу детей новым буквам и словам и натренировали их с использованием одного метода, мы провели три теста, чтобы оценить полученные знания. Мы измерили их способность распознавать, писать и произносить как буквы, так и псевдослова, и результаты ясно показали, что у тех, тренировался вручную, развились лучшие навыки.
В частности, разница была очевидна в случае с псевдословами: почти все, кто учился на компьютере, неправильно выполняли упражнения с последовательностями букв. Таким образом, наша работа подтверждает, что графомоторная функция важна для запоминания букв и структуры слов”, – объясняет Ача.
Изменчивость также оказывает влияние
Однако команда не рассматривала влияние только степени движения руки. Группы, которые выполняли задания вручную и с клавиатурой, с самого начала были разделены на две подгруппы. Во время обучения буквам и словам некоторых из тех, кто работал с карандашами, попросили следовать направляющим контурам, отмеченным маленькими точками (техника с низкой вариативностью). Другие, напротив, практиковались вообще без каких-либо контуров: свободно копировали на чистую страницу (большая вариативность).
Исследователи проделали то же самое с теми, кто работал за компьютером: некоторые всегда использовали один и тот же шрифт для обучения (например, Tahoma), а другие – несколько шрифтов. Таким образом, исследователи смогли проанализировать влияние фактора изменчивости формы в дополнение к графомоторной функции.
Они увидели, что все те, кто обучался вручную, были более компетентны, чем все те, кто работал с клавиатурой, но даже среди тех, кто практиковался с карандашом и бумагой, были различия. Те, кто проходил свободное обучение, добились наилучших результатов.
“Итак, мы пришли к выводу, что хотя детям и полезно сначала обводить линии, чтобы практиковаться, как только они смогут делать более или менее мелкие, точные движения, целесообразно переходить к свободному письму. Однако наиболее очевидным является то, что в процессе обучения необходимо уделять приоритетное внимание практическим занятиям. Они лучше всего учатся, когда двигают руками, поэтому технологические устройства следует использовать только в качестве дополнения”, – сказал Ача.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога