В чем секрет успешного старения? Если вам интересно узнать ответ на этот вопрос, то, по мнению международной группы психологов, в том числе из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, вы уже на верном пути.
Проведенное ими исследование показывает, что некоторые формы любопытства могут усиливаться в пожилом возрасте, и предполагает, что у пожилых людей, которые сохраняют любознательность и хотят узнавать что-то новое, что соответствует их интересам, они могут компенсировать или даже предотвратить болезнь Альцгеймера. И наоборот, те, кто проявляет сдержанное любопытство и незаинтересованность, могут быть подвержены риску развития деменции.
Полученные данные противоречат предыдущим исследованиям, которые показали, что любопытство уменьшается с возрастом.
“Психологическая литература показывает, что часто то, что известно как черта любопытства, или общий уровень любознательности человека, имеет тенденцию снижаться с возрастом”, – говорит психолог Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Алан Кастел, старший автор новой статьи, опубликованной в журнале PLOS One.
“Но мы подумали, что это немного странно и противоречит тому, что мы наблюдали у некоторых пожилых участников наших экспериментов, которые часто были очень увлечены и заинтересованы в изучении не только памяти, но и других мелочей”.
Кастел и Мэри Уотли, которые руководили исследованием, будучи докторантами Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, а сейчас являются доцентами кафедры психологии в Университете Западной Каролины, а также их коллеги Коу Мураяма и Митико Сакаки из Тюбингенского университета и Технологического университета Кочи, задались вопросом, не кроется ли ответ в другом типе любопытства, называемом ситуативным любопытством.
Ситуативное любопытство – это то, что психологи называют кратковременным чувством любопытства, которое испытывают люди, когда их спрашивают о конкретных темах. С другой стороны, любопытство – это черта личности. Некоторые люди, например, могут быть не очень любознательными по своей природе, довольствуясь тем, что принимают вещи более или менее такими, какие они есть (любопытство как черта), но при этом испытывать страстную жажду знаний о конкретных темах или увлечениях (ситуативное любопытство).
Все люди в разной степени обладают как ситуативным любопытством, так и любопытством как чертой.
Чтобы разделить эти два типа любопытства, исследователи набрали большую выборку участников в возрасте от 20 до 84 лет, средний возраст которых составил 44 года, для заполнения онлайн-анкеты, предназначенной для оценки того, насколько они любопытны в целом, или их любопытства как черты.
Затем, чтобы проверить ситуативное любопытство, исследователи попросили участников угадать ответы на сложные простые вопросы, которые большинство людей вряд ли знают, например: “Какая страна первой предоставила женщинам право голоса?” Исследователи попросили людей угадать ответ, затем спросили участников, насколько им интересно его узнать, прежде чем показать правильный ответ (если вам интересно: Новая Зеландия).
Анализ показал, что эти два вида любопытства взаимосвязаны: у людей, которые проявляют больше ситуативного любопытства, также больше любопытства как черты, и наоборот. В целом, любопытство как черта характера снижалось на протяжении всей взрослой жизни. Тем не менее, интерес, который люди проявляли к изучению новой информации из мелочей, – показатель ситуативного любопытства – снижался в раннем взрослом возрасте, затем резко возрастал после достижения среднего возраста и продолжал расти вплоть до глубокой старости. Результаты исследования, по словам Кастела, отражают исследования, которые показывают падение уровня счастья в среднем возрасте.
Исследователи предполагают, что одна из причин такого расхождения заключается в том, что до среднего возраста люди обычно заинтересованы в приобретении знаний, навыков и возможностей, необходимых им для успешной учебы и работы, выплаты ипотеки и создания семей, и поэтому им требуется довольно высокий уровень общей любознательности. Эти обязательства также сопряжены со стрессовыми факторами, которые могут способствовать снижению общего уровня счастья.
Но по мере того, как они взрослеют и накапливают эти знания, им не нужно выделять столько ресурсов на любопытство.
Например, когда их дети покидают дом и они начинают выходить на пенсию, люди могут предаваться своим увлечениям, и их ситуативное любопытство возрастает.
“Наши выводы согласуются с некоторыми моими работами по теории избирательности, которая заключается в том, что с возрастом мы не хотим прекращать обучение, мы просто становимся более избирательными в отношении того, чему хотим научиться”, – говорит Кастел.
“Это можно увидеть в контексте непрерывного обучения: многие пожилые люди возвращаются к занятиям, находят хобби или увлекаются наблюдением за птицами. Я думаю, это показывает, что такой уровень любопытства, если его поддерживать, действительно может сохранить нашу остроту ума с возрастом”.
Как говорит Кастел, его исследование памяти показало, что люди склонны быстро забывать информацию, которая не вызывает у них любопытства.
“Когда мы становимся старше, возможно, нам хочется сосредоточиться на важных вещах, и мы забываем о менее значимых”, – говорит Кастел.
“Как ни странно, многие пожилые люди, с которыми я общаюсь, говорят, что важно сохранять любопытство. Это согласуется с некоторыми исследованиями, которые показывают, что люди с ранними стадиями деменции могут проявлять отсутствие интереса к вещам, которые им когда-то нравились”.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога