В средней школе мальчики получают более низкие оценки, чем девочки, и отчасти это связано с тем, что их друзья чаще плохо себя ведут в школе. Таков вывод исследования, проведенного социологом в области образования Маргрит ван Хек. Тот факт, что друзья мальчиков чаще плохо себя ведут, вероятно, связан с гендерными нормами. “Если мальчики прогуливают уроки, опаздывают или спорят с учителями, это с большей вероятностью будет воспринято как что-то “крутое”, чем когда это делают девочки”.
Исследование, опубликованное в журнале Research in Social Stratification and Mobility, показывает, что чем больше ваши друзья плохо себя ведут, тем ниже становятся ваши оценки. В целом, друзья мальчиков, как правило, плохо себя ведут чаще, чем подруги девочек. Ван Хек проанализировала результаты опроса более 10 000 молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет из Нидерландов, Германии, Англии и Швеции.
Используя данные двух повторных опросов, она смогла изучить, как плохое поведение их друзей повлияло на школьные оценки 14-летних подростков год спустя.
В частности, она изучила, какие оценки получали мальчики и девочки по родному языку и математике. В частности, по родному языку мальчики получали более низкие оценки, чем девочки, во всех четырех странах. Мальчики получали несколько более высокие оценки по математике, чем девочки, но это преимущество, по-видимому, сокращалось в возрасте от 14 до 15 лет.
“Если ваши друзья плохо себя ведут, вы, скорее всего, будете поступать так же”, – говорит исследовательца. “А если вы, например, чаще прогуливаете уроки, то получаете более низкие оценки. Таким образом, плохое поведение ваших друзей косвенно влияет на ваши результаты. Но есть и более прямое влияние: оценки молодых людей, которые сами ведут себя хорошо, также страдают от плохого поведения их друзей. Например, из-за того, что учитель не успевает объяснить материал из-за того, что ваши друзья бездельничают на уроке.”
Похоже, что традиционные гендерные нормы в школах имеют негативные последствия. “Тот факт, что мальчики плохо себя ведут, в большей степени связан с поведением, которого мы ожидаем от мальчиков и девочек. Чтобы стать популярными, мальчики должны быть физически развитыми, не просто подчиняться авторитету и, прежде всего, не делать того, что должны делать девочки: например, внимательно слушать на уроке, стараться изо всех сил или читать. Эти ожидания вредны: мальчики хуже успевают в школе, у них хуже развиты языковые навыки, и они с большей вероятностью бросают школу, не получив аттестата.
В результате у них ухудшаются перспективы трудоустройства. Важно, чтобы политики, директора школ и учителя также осознавали это.
Было бы полезно, если бы мы смогли создать в школе атмосферу, в которой ученики чувствовали бы себя полностью свободными в выборе своего поведения и интересов, независимо от их пола.
Последующие исследования можно было бы направить на сбор данных о таких аспектах, как традиционные гендерные нормы в школе или степень, в которой ученики испытывают давление со стороны сверстников, вынуждающих их вести себя в соответствии с этими нормами. “Это дало бы более четкое представление о механизмах, лежащих в основе моих выводов”.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога