Если ваш ребенок учится в начальной школе, вы, возможно, не ожидаете, что будете помогать ему в налаживании романтических отношений. Ведь это точно проблема старших классов?
Хотя маленькие дети не испытывают романтической любви в том смысле, в каком это понимают взрослые, они все же могут проявлять интерес к тому, чтобы быть с “парнем” или “девушкой”. Некоторые дети могут говорить о “влюбленности” или даже о том, что они “встречаются” с другим ребенком.
Это нормально? Почему дети так поступают? И о каких границах дозволенного можно говорить?
Почему дети так поступают?
Для детей в начальной школе вполне нормально вступать в игривые отношения или проявлять интерес к влюбленности, “парню” или “девушке”.
Это способ для детей исследовать свой мир.
На этом этапе развития различные виды социального взаимодействия помогают детям безопасно и творчески осваивать эмоции и социальные нормы. Это также помогает им практиковать социальные связи (то, как мы формируем тесную привязанность к другим людям) и понимать динамику межличностных отношений.
Таким образом, точно так же, как дети могут играть в такие игры, как “мама и папа” или “сестра и брат”, они могут также играть в то, что у них есть парень или девушка, или даже инсценировать свадебную церемонию.
Существуют ли другие причины?
Конечно, на детей также влияют фильмы, сказки, книги и телепередачи, которые они смотрят, а также пример старших братьев и сестер или одноклассников в школе.
Увидев, как Ариэль и принц Эрик влюбляются друг в друга в «Русалочке», дети могут изображать это в лицах. Точно так же они могут выполнять движения “спинджисту” на детской площадке после просмотра “Ниндзяго”.
Психолог Эрик Эриксон также предположил, что дети в возрасте 5-12 лет находятся на том этапе, когда они ищут одобрения взрослых и сверстников (в старших классах одобрение друзей становится еще более важным). Наличие “парня” или “девушки” может быть способом для детей почувствовать себя социально компетентными и принятыми сверстниками.
Также может иметь место давление со стороны сверстников. Например, «у всех остальных ребят из 4-го класса сейчас есть парень, так что он будет и у меня».
Итак, какие здоровые границы следует соблюдать?
Хотя в период до полового созревания вполне нормально играть в “завести парня” или “девушку”, важно следить за тем, чтобы дети не выходили за рамки дозволенного.
Если они выражают физическую привязанность – например, обнимаются или держатся за руки, – важно, чтобы это было уместно и чтобы все были с этим согласны. Старая детская игра «догонялки с поцелуями» больше не подходит, поскольку поцелуи фактически навязываются пойманному игроку.
Как только дети достигают половой зрелости, детское чувство привязанности может уступить место романтическим чувствам и более тесным отношениям. Именно тогда вы можете начать замечать, что у детей складываются “правильные” отношения.
На любом этапе развития продолжайте говорить о том, как выглядит, на что похоже и как звучит согласие. Это будет зависеть от их возраста, но основные принципы остаются неизменными.
В ходе этих бесед подчеркивайте, что никто не обязан что-либо делатьили оказываться в ситуации, которая ставит его в неловкое положение.
Как вы можете разговаривать со своим ребенком?
Когда вы разговариваете со своим ребенком, не высмеивайте его чувства и не сердитесь на него.
Если он исследует свои чувства или интересуется отношениями, важно, чтобы он чувствовал себя в безопасности, делая это без осуждения. Он должен уметь говорить о важных или сложных вещах без стыда, смущения или боязни нарваться на неприятности. Помните, что определенное поведение может оказаться неприемлемым, но ребенок не “странный” или “плохой”.
Если ребенку кажется, что он не может говорить об этих чувствах или проблемах, он может почувствовать, что проблема в нем самом или что он “неправ”. Это может привести к снижению самооценки.
Вы можете спросить: “Что тебе нравится в этом друге?” чтобы попытаться избавиться от ярлыка “парень” или “девушка”. Возможно, вам поможет рассказ о вашем собственном опыте. Например, “у меня было несколько близких друзей в начальной школе, и мы все делали вместе, но не были «парнем» или «девушкой” друг друга.
Если вы беспокоитесь, что происходит что-то неподобающее, вы можете поговорить с родителями другого ребенка или со школьными учителями, чтобы они помогли установить новые границы для всех вовлеченных детей.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога