Image by Freepik

Интероцептивное восприятие определяет вашу мораль

Новое исследование, опубликованное в Journal of Neuroscience, предполагает, что люди, более чуткие к своим внутренним телесным ощущениям, также с большей вероятностью принимают моральные решения, соответствующие ценностям более широкой группы. Исследователи обнаружили, что люди с более развитым интероцептивным восприятием – способностью точно воспринимать сигналы собственного тела – склонны выбирать ответы в моральных дилеммах, которые соответствуют предпочтениям большинства. Визуализация мозга показала, что эта связь может поддерживаться активностью в состоянии покоя в определенных областях мозга, задействованных в саморефлексии и мониторинге внутренних сигналов.

Исследователям было интересно понять, почему люди так часто принимают моральные решения, которые соответствуют ожиданиям окружающих, даже при отсутствии явного социального давления.

Согласно предыдущим теориям, соответствие социальным нормам помогает экономить энергию, сводя к минимуму социальные конфликты, что способствует выживанию.

Исследовательская группа выдвинула гипотезу, что люди, которые лучше воспринимают внутренние сигналы, могут использовать эту информацию для более эффективного моделирования ожиданий других людей и принятия соответствующих решений.

“Когда люди ведут себя в социальных ситуациях так, что это противоречит ожиданиям других, это может легко привести к межличностному конфликту, и разрешение этого конфликта может увеличить расход физических ресурсов”, – говорит автор исследования Хакджин Ким, профессор Корейского университета и директор Лаборатории социальной нейробиологии и принятия решений.

“Согласно последним теориям (Констант и др., 2019; Терио и др., 2021) наш мозг устроен так, чтобы минимизировать потребление физических ресурсов, сохраняя при этом способность к выживанию. Один из способов сделать это – узнавать ожидания других людей, чтобы избежать социальных конфликтов. Эта стратегия в конечном счете может стать важным навыком социальной адаптации, повышающим шансы на выживание. Исходя из этой гипотезы, мы предположили, что если моральная интуиция в своей основе основана на принципе мозга минимизировать трату телесных ресурсов путем узнавания ожиданий других, то люди с лучшей коммуникацией между телом и мозгом будут более эффективно корректировать свою моральную интуицию, узнавая ожидания других. Наши результаты являются первым доказательством, подтверждающим эту гипотезу”.

Чтобы проверить эту идею, исследователи провели два исследования со студентами корейских университетов. В первом исследовании 74 участника выполнили онлайн-задание, включающее 48 моральных дилемм. Эти сценарии были разработаны таким образом, чтобы участники должны были принять этически сложное решение, не имеющее однозначного правильного или неправильного ответа, например, пожертвовать ли одним человеком, чтобы спасти нескольких других. Участники также заполнили анкету, измеряющую их интероцептивную осведомленность, в частности, насколько они осознают телесные ощущения и как они интерпретируют эти ощущения в эмоциональном контексте. Кроме того, все участники прошли сканирование мозга в состоянии покоя.

Во втором исследовании группа из 30 участников выполнила то же задание с моральной дилеммой, а затем в лабораторных условиях посчитала количество ударов своего сердца.

В этом задании измерялась точность интероцепции: участников просили подсчитать частоту сердечных сокращений без использования физических подсказок, в то время как их фактическое сердцебиение регистрировалось с помощью датчиков.

В обоих исследованиях участники, как правило, принимали моральные решения, которые соответствовали групповому консенсусу, определяемому реакцией большинства на каждый сценарий. Важно отметить, что эта тенденция не сводилась просто к выбору утилитарных ответов вместо деонтологических или наоборот: она отражала то, насколько близко индивидуальный выбор участника соответствовал конкретной модели групповых ответов на различные дилеммы. схеме групповых реакций на различные дилеммы.

Исследователи обнаружили, что люди с более высокой интероцептивной осведомленностью, измеренной с помощью анкеты для самоотчета в первом исследовании, делали моральный выбор, более схожий с групповой нормой. Аналогичным образом, участники, которые лучше справились с заданием по подсчету сердцебиений во втором исследовании, также продемонстрировали большее соответствие групповым предпочтениям. Эти результаты были особенно убедительными в сценариях, где в целом в группе было меньше согласия. Это позволяет предположить, что интероцепция играет определенную роль в принятии решений, когда нормы менее очевидны или интуитивно понятны.

“Это исследование показывает, что люди, которые лучше осознают свои внутренние телесные сигналы, такие как сердцебиение или внутренние ощущения, с большей вероятностью принимают моральные решения, которые соответствуют тому, что большинство людей считают приемлемым или справедливым”, – говорит Ким.

“Эта связь между телом и моральным выбором предполагает, что ваши физические ощущения могут влиять на то, как вы решаете, что правильно, а что нет”.

“Моральная интуиция не случайна – она отражает то, чего ожидает общество. Даже когда людям не говорят, что думают другие, их моральный выбор часто согласуется с групповыми нормами. Это потому, что со временем мы вырабатываем внутренние “правила”, основанные на нашем социальном опыте. Эти правила помогают нам прогнозировать, чего от нас ожидают другие, что, в свою очередь, помогает нам избегать конфликтов и поддерживать социальную гармонию”.

Чтобы понять механизмы мозга, которые могут поддерживать этот эффект, исследователи проанализировали данные функциональной МРТ в состоянии покоя, используя вычислительный подход, называемый скрытой марковской моделью. Это позволило им выявить паттерны мозговой активности, которые изменяются с течением времени, даже когда участники не заняты какой-либо конкретной задачей.

Они выделили одиннадцать различных состояний мозга и сосредоточились на двух из них. Одно состояние, характеризующееся повышенной активностью медиальной префронтальной коры (mPFC) – области, связанной с социальной оценкой и внутренним размышлением, – ассоциировалось с более высокой интероцептивной осведомленностью. Второе состояние, характеризующееся снижением активности в предклинье – области, отвечающей за размышления о себе и внутренний мониторинг, – ассоциировалось с большим отклонением от группового консенсуса при принятии моральных решений.

“Давно известно, что медиальная префронтальная кора играет ключевую роль в принятии моральных решений в ситуациях, связанных с дилеммами”, – объясняет Ким.

“Предыдущие исследования выявили ее роль в принятии эмоционально мотивированных деонтологических решений, которые способствуют сопереживанию отдельным людям, а не утилитарному выбору, приносящему пользу большинству”.

“Однако наши результаты предлагают иную интерпретацию. Вместо того, чтобы поддерживать определенный стиль морального суждения – утилитарный или деонтологический – мы обнаружили, что медиальная префронтальная кора более тесно связана с усвоенными социальными нормами, приобретенными в ходе жизненного опыта. Это говорит о том, что что интуиция, обусловленная медиальной префронтальной корой, формируется под влиянием общественных норм и, в зависимости от контекста, может поддерживать как утилитарные, так и деонтологические решения. Наше исследование позволяет по-новому взглянуть на принципы и процессы, лежащие в основе формирования моральной интуиции, что может проложить путь для будущих исследований в этой области.”

Хотя интероцептивная осведомленность не была напрямую связана с соответствием морали на статистически достоверном уровне, медиационный анализ показал, что динамика мозга в состоянии покоя помогает связать эти два фактора. В частности, увеличение времени, проведенного в состоянии, связанном с медиальной префронтальной корой, косвенно предсказывало более тесное соответствие групповым моральным нормам за счет сокращения времени пребывания в состоянии отключенного предклинья  Это говорит о том, что то, как мозг обрабатывает внутренние сигналы во время отдыха, может заложить основу для бессознательного формирования моральных представлений, соответствующих социальной среде.

Полученные данные подтверждают идею о том, что наши моральные суждения не формируются изолированно.

Напротив, на них, по-видимому, влияют внутренние сигналы тела и то, как мозг их интерпретирует, особенно в областях, отвечающих за отслеживание собственных и чужих психических состояний. Исследователи предполагают, что внутренние телесные сигналы могут помогать людям формировать интуитивные модели социальных ожиданий – по сути, “чувство долга”, которое направляет поведение таким образом, чтобы избежать конфликтов и сохранить умственные и физические ресурсы.

Несмотря на то, что исследование предлагает интересные идеи, оно также имеет свои ограничения. Одно из важных замечаний заключается в том, что данные нейровизуализации были получены при сканировании в состоянии покоя, то есть участники в тот момент не принимали активных решений. Хотя этот подход полезен для выявления устойчивых черт, он не может охватить специфическую мозговую активность, задействованную в момент принятия морального решения. Будущие исследования с использованием сканирования мозга в процессе выполнения задач могут предоставить более прямые доказательства нейронных процессов, лежащих в основе такого поведения.

Еще одним ограничением является то, что выборка состояла исключительно из студентов корейских университетов, что ставит под сомнение возможность применимости полученных результатов в других культурах. То, что считается морально приемлемым решением в одном культурном контексте, может не совпадать с предпочтениями группы в других странах. Расширение этого исследования за счет включения в него участников из разных стран помогло бы прояснить, какие аспекты морального консенсуса являются универсальными, а какие – специфичными для конкретной культуры.

“Будущие исследования могут изучить, как взаимосвязь между интероцепцией и моральным поведением изменяется в зависимости от культурного контекста, типов моральных дилемм и индивидуальных различий, таких как самооценка или регулирование эмоций”, – говорит Ким.

“Можно выяснить, как тренировка интероцепции влияет на формирование и пересмотр нравственных интуитивных представлений, а также на соответствие морали”.

“С клинической точки зрения, эта работа может привести к научно обоснованным и систематическим вмешательствам для людей с нарушениями социального познания, например, страдающих аутизмом или алекситимией. Что касается технической стороны, мы надеемся разработать модели искусственного интеллекта, которые имитируют моральное мышление, основанное на интероцепции, и носимые системы, отслеживающие внутренние сигналы для поддержки принятия этических решений”.

Авторы отмечают, что тенденция согласовывать свои моральные суждения с групповым консенсусом, наблюдаемая в этом исследовании, отличается от простого соответствия мнению других в данный момент.

“Мы хотим подчеркнуть, что тенденция к моральной ориентации, выявленная в этом исследовании, концептуально отличается от морального конформизма”, – объясняет Ким. “Важно отметить, что в этом исследовании участникам не предоставлялась информация о предпочтениях других людей или группы, что позволило им свободно выражать свои собственные моральные предпочтения. Другое недавнее исследование (von Mohr et al., 2023) показало, что люди с высокой интероцептивной чувствительностью на самом деле менее восприимчивы к социальному конформизму. В совокупности эти результаты свидетельствуют о том, что моральная интуиция, которая глубоко усваивается благодаря социальному опыту на протяжении всей жизни, может противостоять влиянию чужих предпочтений, когда они находятся в конфликте”.

“На самом деле, наша лаборатория недавно провела эксперимент, направленный на то, чтобы провести различие между моральной ориентацией и конформизмом, чтобы изучить, как с ними связана интероцепция в каждом отдельном случае. Мы надеемся, что сможем поделиться результатами этого исследования, как только анализ будет завершен”.

Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Бедные воспринимаются как менее надежные

Исследование, опубликованные в журнале Social Psychology and Personality Science, раскрывает широко распространенный стереотип, связывающий богатство …

Можно ли улучшить свою жизнь просто общаясь?

Раннее субботнее утро. Вы ужасно выспались и можете думать только о кофе. Натянув свою самую …

Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie
Принять
Политика конфиденциальности