От Джими Хендрикса до Мерцбоу за последние полвека музыка с использованием дисторшна, созданная исполнителями, получила все большее распространение, превратившись из нишевого жанра в мейнстрим.
Новое исследование Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, опубликованное в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, раскрывает то, почему мы наблюдаем рост популярности дисторшна в различных музыкальных жанрах и что это говорит нам об эволюции человека и формировании новых социальных групп.
Биология и наше влечение к музыкальному перегрузу
По словам автора исследования Грега Брайанта, профессора и заведующего кафедрой коммуникаций Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, людей привлекают звуки и музыка, которые затрагивают наши биологические реакции и вызывают сильные эмоции.
“Звуки, издаваемые людьми и животными в состоянии сильного эмоционального возбуждения, обладают специфическими звуковыми характеристиками, которые могут оказывать сильное воздействие на слушателей”, – говорит Брайант.
“Такого рода реакция является биологически адаптивной, но то, как она влияет на поведение, зависит от контекста, например, если нужно успокоить плачущего или избежать встречи с разгневанным человеком”, – продолжает он.
“Музыка, содержащая подобные особенности, привлечет внимание людей и может в конечном итоге оказаться довольно провокационной”.
Брайант говорит, что в музыке со всего мира есть различные так называемые нелинейные особенности, например, инструменты с гудящими металлическими частями, хаотичные струнные и духовые, но дисторшн, создаваемый при помощи электроники, по-настоящему распространился в рок-музыке, и многие жанры стали использовать перегруз в качестве ключевой звуковой особенности.
В 1950-х годах динамики, которые были повреждены при перевозке на концерты, и перегруженные усилители привели к тому, что гитары стали звучать более хрипло. По словам Брайанта, в некоторых случаях слушатели могли отреагировать так, как будто услышали раздражающий шум, но в других случаях, но в других случаях, например, когда эти неисправности приводили к более тонким искажениям, они были вынуждены слышать еще больше.
В 60-х и 70-х годах такие исполнители, как Джими Хендрикс, The Who и Black Sabbath, начали специально воссоздавать эти эффекты, создавая “нечеткий” гитарный звук, который стал синонимом рок-музыки. Благодаря десятилетиям экспериментов с электронными технологиями производства, дисторшн также стал основой для создания потрясающих танцевальных битов от современных продюсеров, таких как Justice и SOPHIE.
Даже популярные поп-звезды начали использовать дисторшн в своих песнях, например, Чарли XCX и даже The Weeknd в своих сложных вокальных композициях.
Музыкальный перегруз и формирование новых социальных групп
Стремление музыкантов к уникальной индивидуальности и звучанию приводит к тому, что они внедряют инновации, сотрудничают с единомышленниками и в то же время отделяют себя от посторонних. Хотя этого можно добиться с помощью множества комбинаций музыкальных техник и стилей, частая грубость дисторшна служит особенно эффективным способом выделиться на фоне других.
По мере того как сообщества музыкантов и фанатов, ориентированных на дисторшн, увеличивались в размерах, культурная эволюция, которую они вызывали, также ускорилась. Даже такие музыканты, как пионер харш-нойза Мерцбоу, чью музыку Брайант описывает как “не похожую ни на что из того, что большинство людей на протяжении всей истории считали музыкой”, нашли восторженных поклонников; многочисленные “шумовые” жанры в сервисе Spotify показывают, что пользователи постепенно научились различать песни, которые случайные слушатели не смогли бы разобрать.
“Другими словами, люди привыкают к чему-то, а затем возникает необходимость сделать это немного более экстремальным, и люди привыкают к этому до бесконечности”, – говорит Брайант об этом явлении. “У людей вырабатываются толерантность и предпочтения, а музыканты приспосабливаются”.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога