Является ли одиночество современной эпидемией, как нам часто говорят? Страдали ли люди в прошлом от подобного чувства изоляции?
Слово “одиночество” не было широко распространено до 19 века. Историк культуры Фэй Боунд Альберти утверждает, что оно редко употреблялось до 1800 года.
Это не значит, что люди не чувствовали себя одинокими. Просто у этого чувства были другие названия, и они не всегда считали, что это плохо. Современные люди, живущие в суете и спешке в шумных городах, часто жаждут мира и спокойствия, как и наши предки.
От отшельников ранней христианской церкви, покидавших общество ради уединенной молитвы, до средневековых отшельников в уединенных кельях, изоляция была необходимым условием достижения духовного успеха.
Но были ли монахи, монахини и отшельники одинокими в том смысле, в каком мы понимаем это слово сегодня? И могут ли монахини раннего нового времени помочь нам справиться с эпидемией одиночества?
В поисках уединения
Раннехристианские религиозные мыслители и средневековые церковники положительно относились к добровольному одиночеству, а те, кто успешно его практиковал, становились святыми. Но религиозное одиночество не было лишено своих проблем.
Святые отшельники, вовсе не стремившиеся уйти от общества, давали духовные советы. Некоторые, как, например, Симеон Столпник (390-459), шли на крайние меры. Он прожил на вершине колонны близ Алеппо более 30 лет, чтобы достичь уединения.
Монашество предложило альтернативу. Монашеские правила, такие как устав Бенедикта Нурсийского (480–547), узаконивали изоляцию.
В бенедиктинских монастырях уединение создавалось путем изоляции от общества, строгого соблюдения молчания и запрета на близкую дружбу.
Однако, подобно отшельникам, монахи и монахини не могли полностью уйти от мира. Монастыри были жизненно важными духовными центрами, предоставлявшими множество услуг. Они вели деловую жизнь, затрагивающую все общество.
На протяжении веков епископы-реформаторы считали, что между монастырями и обществом в целом существует слишком тесная связь. Это привело к неоднократным церковным реформам, начиная с 10-го века и далее, направленным на то, чтобы обеспечить разделение.
Мужчины – представители духовенства особенно беспокоились о монахинях, которых считали “менее способными” к святому уединению. В результате женщины были вынуждены соблюдать строгую изоляцию за монастырскими стенами, что ограничивало их экономические и духовные возможности. Реформы XVI века сохранили заточение монахинь.
Многие женщины сопротивлялись, но другие восприняли изоляцию как духовное освобождение.
Изоляция в изгнании
Ранние английские монастыри нового времени, которые были сосланы в Европу после их роспуска Генрихом VIII, раскрывают переживания монахинь, связанные с одиночеством.
В монастырях соблюдались традиционные правила уединения и молчания. Чтобы стать монахинями, женщины покидали свою родину, семью и друзей. Они присоединились к английским домам, чтобы не быть одинокими среди незнакомых людей, но им приходилось сохранять эмоциональную дистанцию друг от друга, несмотря на то, что они жили в общине, где все делали вместе.
Женщины, стремившиеся к духовной реализации, часто искали дополнительного уединения.
Бенедиктинская мистик Гертруда Мор (1606-1633) восхваляла предписанные периоды молчания, потому что в них она могла услышать шепот своего Господа.
Настоятельница ордена кармелитов Тереза Иисуса Мария Уорсли (1601–1642) находила время в своей загруженной административной работе и пряталась от других монахинь, чтобы помолиться в уединении.
Однако не все женщины находили уединение и тишину приносящими такое удовлетворение, некоторые испытывали приступы духовных сомнений и ухудшения психического здоровья. Многие скучали по своей семье и родине.
Это было особенно распространено среди молодых сестер и тех, кто учился в монастырских школах. В 1660-х годах Кэтрин Астон вернулась в Англию, чтобы поправить здоровье после болезни и депрессии.
Одна в толпе
Разнообразный опыт монастырского уединения монахинь отражает современное городское одиночество.
В 1812 году лорд Байрон выразил противоречивую природу одиночества в поэме “Чайльд Гарольд”, сопоставив позитивное уединенное созерцание природы с его негативным аналогом – одиночеством “среди толпы”.
В наши дни многие люди чувствуют себя одинокими в городах, и даже в собственных домах, как показали в своем исследовании Оливия Лэнг и Кит Снелл.
Как можно этому противостоять? Предлагают ли монахини раннего Нового времени какие-либо решения?
Исследование с участием испанских монахов и монахинь 21 века показало, что монашеская подготовка, молитва и безмолвие создают чувство духовного удовлетворения и цели, которые уменьшают одиночество.
Молитва – это не универсальное решение проблемы для всех, потому что современная изоляция вызвана в светском обществе множеством факторов.
Однако существуют альтернативные медитативные пути, такие как йога или осознанность, которые могут дать ощущения, схожие с “духовным удовлетворением” у монахов и монахинь.
Аналогичным образом, чувство “цели” как у монахинь может быть достигнуто с помощью ностальгии. Ностальгия – это тоска по идеализированному и недостижимому прошлому, по временам, когда жизнь была лучше. Исследования психологов показывают, что ностальгия может быть полезной в борьбе с одиночеством и даже способствовать дальновидному и проактивному поведению.
Это, безусловно, относилось к монахиням, сосланным в Европу после того, как Генрих VIII упразднил монашество в Англии. Они мечтали о будущем, когда их монастыри вернутся в Англию, а они к семье и друзьям. Все монахини молились об этом как сообща, так и наедине.
Некоторые пошли дальше, занявшись миссионерской работой и политическими интригами, чтобы достичь своей цели.
Мы не можем знать, помогало ли это избавиться от одиночества, но, сочетание преимуществ медитации и активной деятельности, вероятно, способствовало формированию общего чувства цели.
Подобно тому, как Гертруда Мор и Тереза Иисуса Мария Уорсли считали уединение необходимым для духовного удовлетворения, монахини-активистки верили, что из своих монастырей в изгнании они смогут обратить вспять английскую Реформацию. Уединение, молитва и участие в политической деятельности давали им ощущение цели.
Ситуация каждого человека уникальна. В современном мире не существует единого решения проблемы изоляции. Но осознание того, что она может быть позитивной, возможно, является шагом к противодействию современной эпидемии.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога