Image benzoix by Freepik

Стресс может ускорить адаптацию к незнакомой культуре

Представьте себе, что вы просыпаетесь в чужой стране, где вы не говорите на языке и не имеете представления о социальном этикете, не говоря уже о нормах или ожиданиях общения с другими людьми. Это, несомненно, вызовет стресс. На самом деле, обширные исследования показали, что люди действительно испытывают стресс, взаимодействуя с людьми из среды, которая отличается от их собственной.

Но может ли стресс, вызванный пребыванием в незнакомой культурной среде, заставить вас замкнуться в себе и даже почувствовать себя побежденным, или же он может мотивировать вас как можно скорее освоить соответствующие социальные нормы, чтобы адаптироваться и преуспеть?

В новом исследовании, опубликованном в Journal of Personality and Social Psychology под руководством Шилпы Мадан, доцента кафедры маркетинга в Сингапурском университете менеджмента, изучается, как индивидуальные различия в стрессовой реактивности влияют на социокультурное обучение.

“Наше исследование изучает, как люди адаптируются к незнакомой культурной среде, уделяя особое внимание роли стрессовой реактивности – степени, в которой человек реагирует на стресс.

“Мы обнаружили, что люди, которые испытывают более сильную реакцию на стресс, как правило, быстрее усваивают новые социокультурные нормы”, – говорит профессор Мадан.

“Наше исследование предлагает новый взгляд на стресс, который традиционно рассматривается как помеха, подчеркивая его потенциальную пользу в социокультурном обучении. Это понимание бросает вызов общепринятому мнению о том, что стресс исключительно вреден, и вместо этого предполагает, что он может служить катализатором ускоренного обучения и адаптации в незнакомой культурной среде”.

“Мы обнаружили, что люди, более чувствительные к стрессу, испытывают более острый стресс из-за негативной обратной связи, которую они получают в ходе социокультурных взаимодействий, что заставляет их быстрее усваивать соответствующие нормы, чтобы избежать дополнительной негативной обратной связи”, – говорит профессор Мадан.

Врожденная склонность

Исследователи отмечают, что некоторые люди более склонны к стрессовой реактивности, чем другие.

“Люди по-разному реагируют на стресс – это означает, что некоторые люди испытывают более сильную реакцию на стрессовые события, чем другие. То есть, степень стресса, вызванного одной и той же стрессовой ситуацией, у одних людей больше, чем у других”, – говорит профессор Мадан.

“Генетика и психологические склонности могут влиять на индивидуальные различия в реакции на стрессовые события”.

Чтобы оценить реакцию людей на стресс, исследователи использовали три показателя.

Первым был показатель генетического профиля, полученный на основе анализа ДНК участников. Вторым показателем была кортизольная реактивность.

“Мы подвергли участников стандартному воздействию физического стресса (они должны были погрузить руку в ледяную воду) и измерили уровень кортизола – гормона, выделяющегося в ответ на стресс, – до и после воздействия стрессового фактора. Изменение уровня кортизола позволило объективно оценить их физиологическую реакцию на стресс”, – говорит профессор Мадан.

Третий показатель включал самооценку, в ходе которой участники заполняли утвержденные анкеты, предназначенные для оценки их типичных эмоциональных и физических реакций на стресс.

“Использование этих разнообразных методов не только позволило нам получить полное представление о стрессовой реактивности, но и повысило уверенность в результатах, которые были получены при использовании всех этих многочисленных способов измерения реакции организма на стресс”, – говорит профессор Мадан.

Незнакомые нюансы

“Во всех наших исследованиях стрессовая реактивность измерялась до того, как участников просили изучить новые социокультурные нормы. Эти измерения проводились перед заданием по изучению культуры, чтобы убедиться, что само задание не повлияло на реактивность на стресс, которую мы оценивали”, – говорит профессор Мадан.

“Проще говоря, мы обнаружили, что участники с высокой стрессовой реактивностью испытывали больший стресс при выполнении задания по социокультурному обучению на ранней стадии выполнения, и это способствовало более эффективному обучению. Важно отметить, что после того, как они усвоили соответствующие социокультурные нормы, уровень стресса снизился к концу выполнения задания – это указывает на то, что они нашли хорошее применение своей стрессовой реактивности”.

Итак, какие незнакомые нормы использовались для тестирования участников и как они были представлены в исследованиях?

“В нашем пилотном исследовании участникам из Сингапура были предложены сценарии, описывающие социальные ситуации, распространённые в США, в незнакомом для них культурном контексте. Их попросили выбрать подходящие ответы в зависимости от заданных ситуаций и получить обратную связь после каждого выбора, чтобы направлять их в процессе обучения.

“Это задание было разработано для имитации реального опыта, когда люди должны изучать нюансы социальных взаимодействий в новой культурной среде”, – говорит профессор Мадан.

“Опираясь на результаты пилотного исследования, мы разработали более обобщенное задание для последующих исследований. Участники были ознакомлены с обычаями приветствия в Кыргызстане – в культуре, которая, по-видимому, была им незнакома. Они должны были выбрать подходящие приветствия на основе контекстуальных сигналов, таких как обстановка общения (в помещении или на улице).

“После каждого выбора они получали обратную связь, указывающую на то, был ли их выбор культурно приемлемым, что позволяло им корректировать свои ответы в следующих испытаниях”.

“Используя эти задания, мы смогли создать контролируемую среду, которая точно отражает проблемы, с которыми сталкиваются люди при адаптации к новым культурным нормам”, – говорит профессор Мадан.

Рабочие нарративы

“Наше исследование дает ценную информацию организациям и специалистам, работающим в мультикультурной среде. Понимание того, что люди с более высокой стрессовой реактивностью могут быстрее адаптироваться к новым культурным нормам, может стать основой для разработки стратегий для международных проектов, межкультурной подготовки и интеграции команд”, – говорит она.

“Доминирующее представление о стрессе на рабочем месте рассматривает его как врага – то, чего следует избегать, сводить к минимуму или рассматривать как признак слабости. Сотрудники, которые проявляют переживания стресса, часто воспринимаются как хрупкие или менее работоспособные, в результате чего их обходят стороной при назначении на ответственные проекты или руководящие должности в пользу тех, кто выглядит более уравновешенным”.

“Наше исследование показывает, что легкая подверженность стрессу не всегда является помехой. Во многих случаях она свидетельствует о глубокой вовлеченности, более быстром обучении и большей адаптивности”.

Однако сотрудники, менеджеры и руководители должны понимать, что, хотя некоторый стресс может быть полезен, хронический, длительный стресс может привести к эмоциональному выгоранию и нанести серьезный ущерб благополучию человека.

Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Тело пережившего теракт человека помнит травму

Недавнее исследование, проведенное Университетом Оклахомы, показывает, что у выживших после взрыва в Оклахома-Сити в 1995 …

Влияние ПТСР на организм зависит от культуры

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 3,9% населения мира в какой-то момент своей жизни страдали …

Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie
Принять
Политика конфиденциальности