Вы когда-нибудь зацикливались на какой-то проблеме, ломали над чем-то голову, казалось, целую вечность, но так ни к чему и не пришли, но потом вдруг ответ приходил к вам как гром среди ясного неба?
Мы все переживали этот момент «ага!», эту внезапную ясность или волшебное озарение, которое можно испытать, когда новая идея или взгляд на проблему возникают в вашей голове словно из ниоткуда.
Теперь новые данные, полученные в результате исследования с использованием нейровизуализации, показывают, что эти вспышки озарения не просто приносят удовлетворение – они фактически изменяют то, как ваш мозг представляет информацию, и помогают закрепить ее в памяти.
Эта работа, проведенная исследователями из Дьюкского университета, а также Университетов Гумбольдта и Гамбурга в Германии, имеет большое значение для образования и показывает, что стимулирование “моментов озарения” может помочь продлить обучение и за пределами классной комнаты.
Если при решении какой-либо задачи у вас возникает ощущение озарения, то “вы, скорее всего, запомните решение”, – говорит Макси Беккер, научный сотрудник Университета Гумбольдта в Берлине.
Результаты опубликованы в журнале Nature Communications.
Как проводилось исследование
В ходе исследования ученые использовали методику, называемую функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ), для регистрации мозговой активности людей, когда они пытались решить визуальные головоломки. Головоломки требовали от них “заполнения пробелов” в серии двухцветных изображений с минимальной детализацией, используя свое восприятие для завершения картины и идентификации реального объекта.
Такие головоломки со скрытыми картинками служат своего рода миниатюрными аналогами более масштабных моментов озарения.
“Это всего лишь небольшое открытие, которое вы делаете, но оно обладает теми же характеристиками, которые присущи более важным событиям прозрения”, – говорит Роберто Кабеза, профессор психологии и нейробиологии в Дьюкском университете.
Про каждую головоломку, которую, по мнению участников, они решили, исследователи спрашивали, пришло ли им решение в голову внезапно, как вспышка озарения, или они работали над ним более обдуманно и методично, и насколько они были уверены в своем ответе.
Результаты были поразительными.
Участники, как правило, гораздо лучше запоминали решения, которые приходили к ним в результате внезапного озарения, чем те, к которым они приходили без этого чувства прозрения. Более того, чем больше человек был уверен в своем озарении в тот момент, тем больше была вероятность того, что он вспомнит о ней через пять дней, когда исследователи снова зададут ему этот вопрос.
“Если у вас возникает момент “ага! “когда вы чему-то учитесь, это почти удваивает вашу память”, – говорит Кабеза, который изучает память в течение 30 лет. “Немногие эффекты памяти столь же сильны, как этот”.
Исследователи выяснили, что ряд изменений в мозге может привести к тому, что у людей улучшится память на моменты “ага!”.
Улучшение памяти
Они обнаружили, что вчто вспышки озарения вызывают всплеск активности в гиппокампе – структуре мозга в форме ореха кешью, расположенной глубоко в височной доле и играющей важную роль в обучении и запоминании. Чем сильнее озарение, тем больше всплеск активности.
Они также обнаружили, что паттерны активации нейронов участников изменились, как только они заметили скрытый объект и увидели изображение в новом свете – особенно в определенных частях вентральной затылочно-височной коры головного мозга – области, ответственной за распознавание визуальных образов. Чем сильнее было озарение, тем значительнее были изменения в этих областях.
“В эти моменты озарения мозг перестраивает свое восприятие изображения”, – сказал Беккер, который проводил работу в лаборатории Кабезы.
Наконец, наиболее яркие переживания моментов “ага!” были связаны с большей связностью между этими различными областями мозга.
“Различные области взаимодействуют друг с другом более эффективно”, – говорит Кабеза.
В текущем исследовании изучалась активность мозга в два конкретных момента времени, до и после момента озарения, когда загорелась лампочка. В качестве следующего шага исследователи планируют более внимательно изучить, что происходит в течение нескольких секунд между этими событиями, что позволяет людям, наконец, увидеть ответ.
“Понимание – ключ к креативности”, – говорит Кабеза. Полученные результаты не только проясняют то, как мозг находит креативные решения, но и помогают в обучении в классе на основе исследования.
“Учебная среда, которая поощряет прозрения, может улучшить долговременную память и понимание”, – пишут исследователи.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога