В ходе исследования ученые проанализировали активность мозга курсантов-военнослужащих и гражданских лиц при принятии ими моральных решений. В результате был сделан вывод о том, что восприятие себя как автора своих действий и их последствий снижается, когда мы выполняем приказы, независимо от того, являемся ли мы гражданскими лицами или военными.
Понимание того, как мозг обрабатывает моральную ответственность, важно с точки зрения этики, справедливости и психологии человеческого поведения.
Хотя мы можем свободно принимать некоторые решения в нашей повседневной жизни, значительная часть нашего выбора обусловлена правилами, установленными обществом или другими людьми, которые могут сильно влиять на наше поведение.
Многочисленные исторические примеры и экспериментальные исследования показали, что ограничения свободы выбора могут привести к поведению, причиняющему серьезный вред другим.
Таким образом, понимание того, как люди принимают моральные решения, и нейронных процессов, лежащих в основе этих решений, является важнейшей научной и общественной проблемой, особенно для лучшего понимания правонарушений.
Ключевым нейрокогнитивным процессом принятия решений является так называемое чувство агентности (SoA), которое относится к восприятию того, что мы являемся авторами своих действий и их последствий, тем самым беря на себя ответственность за свой выбор. Чувство агентности – это когнитивный процесс, который, по-видимому, снижается, когда люди подчиняются приказам, а не принимают свободные решения.
Предыдущие исследования показали, что это чувство на самом деле ослабевает, когда мы подчиняемся приказам, снижая наше восприятие ответственности. Этот эффект особенно актуален в тех случаях, когда выполнение приказов является частью повседневной жизни, например, в армии.
Чтобы оценить, различается ли нейронная основа чувства агентности при принятии моральных решений у гражданских и военных лиц, когда они принимают свободные или вынужденные решения, занимая разные позиции в иерархической цепочке, Аксель Клиреманс из Центра исследований в области когнитивистики и нейробиологии в Свободном университете Брюсселя и его коллеги использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для анализа мозговой активности 19 курсантов-военных и 24 гражданских лиц во время принятия ими моральных решений.
В статье, опубликованной в журнале Cerebral Cortex, авторы объясняют, что в проведенном ими эксперименте участники могли свободно выбирать или выполнять приказы о нанесении легкого удара током жертве.
Чувство агентности оценивалось с помощью временной привязки – явления, при котором восприятие времени между действиями и последствиями меняется в зависимости от того, насколько добровольным было принятое решение.
Результаты исследования показали, что чувство агентности снижается, когда мы выполняем приказы, независимо от того, являемся ли мы гражданскими или военными.
Между этими группами не было обнаружено существенных различий. Это позволяет предположить, что нейронная основа принятия моральных решений одинакова независимо от профессиональной среды. Кроме того, несколько областей мозга, включая затылочную долю, лобную извилину и предклинье, были связаны с этим восприятием.
“Помимо подтверждения того, что восприятие себя как автора своих действий и их последствий снижается, когда мы следуем приказам, также не было выявлено различий между военнослужащими и гражданскими лицами. Это говорит о том, что повседневная среда оказывает минимальное влияние на нейронную основу принятия моральных решений, что позволяет обобщить результаты”, – отмечает Аксель Клиреманс.
Хотя эти результаты могут свидетельствовать о том, что воздействие принуждения на мозг распространяется на все группы населения, важно подчеркнуть, что в данном случае военные участники были офицерами, обученными брать на себя ответственность за свои действия.
“Можно задаться вопросом, повлияет ли на эти результаты статус простого исполнителя, поскольку предыдущее исследование показало, что низкое воинское звание отрицательно сказывается на чувстве агентности. Это указывает на важные возможности для обучения ответственности”, – говорит Клиреманс.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога