Изображение: Джон Дижулио, University Communications

Как разорвать порочный круг математической тревожности

Есть старая шутка о том, что в мире есть три типа людей: те, кто хорошо разбирается в математике, и те, кто не очень.

Таня Эванс, доцент Школы образования и развития человека в Университете Вирджинии, с этим не согласна. По ее словам, лишь небольшой процент людей от природы плохо разбирается в математике.

“Когда дети или взрослые с трудом учатся читать, им говорят: “Ты можешь это сделать, и мы научим тебя, как”. Но в случае с математикой все иначе: «О, ты просто не силен в математике», и на этом все. Это просто принимается как данность”.

Эванс – нейробиолог, изучающий когнитивное развитие. Это означает, что она изучает архитектуру и функции мозга, в частности, то, как развитие мозга позволяет детям приобретать навыки, необходимые для успешной учебы в классе.

Эванс говорит, что в системе раннего образования большое внимание уделяется грамотности: сначала дети учатся читать, а затем читают, чтобы учиться. Однако математической грамотности уделяется не столь большое внимание.

“Оба навыка необходимы вам на протяжении всей жизни. Вам нужно читать, но вам также нужно составлять бюджет, оплачивать счета и составлять график приема лекарств”.

“Нас окружают цифры, и когда вы чувствуете себя некомфортно из-за них, это усложняет жизнь”, – говорит она.

Она объясняет, что отчасти дискомфорт, связанный с математикой, может быть вызван математической тревожностью, которая передается детям от родителей, не любящих математику.

“Есть несколько действительно интересных работ, показывающих, что тревожность родителей, связанная с математикой, и даже тревога учителей по поводу занятий математикой действительно могут влиять на их детей или учеников”, – говорит Эванс. “Беременные женщины видят в кабинете врача плакаты, призывающие их каждый день читать своим детям и петь им песни, чтобы помочь им в обучении. Но никто не говорит, что нужно каждый день говорить с детьми о математике”.

Заинтересовавшись тем, как изучается математика, Эванс вместе с коллегой из Университета Вирджинии Дэниелом Липскомбом, Лори Каттинг из Университета Вандербильта, Майклом Ульманом из Джорджтаунского университета и другими исследователями в течение нескольких лет изучала 109 школьников второго, третьего и четвертого классов, чтобы определить базовые навыки, необходимые для изучения математики.

В исследовании сравнивались навыки, которые поддерживают декларативную память, основанную на таких фактах, как, например, местоположение столицы страны, и навыки, которые сосредоточены на процедурах, таких как езда на велосипеде.

Дети выполняли простые задания на запоминание, например, вспоминали предметы после того, как им показывали фотографии, которые исследователи затем сравнивали с их последующими результатами при проверке знаний по математике.

Они повторяли эти задания в течение нескольких лет, что дало исследователям представление о взаимосвязи между этими навыками в процессе развития.

Они обнаружили, что декларативная память коррелирует с математическими навыками во втором-четвертом классах, а также позволяет прогнозировать будущие математические навыки. Более успешное выполнение заданий на декларативную память во втором классе предсказывает лучшие математические навыки в четвертом классе.

“Это указывает на то, что базовые задачи на запоминание способствуют дальнейшему изучению математики, а это говорит нам о том, что изучение математики выходит за рамки того, что мы обычно считаем математическими навыками, такими как числа, закономерности и решение задач. Навыки решения задач тоже важны, но без прочного фундамента не на что опираться”.

Эванс вместе с другим сотрудником из Джорджтаунского университета Иэном Лайонсом сейчас исследуют, как эти базовые навыки запоминания связаны с изучением математики на уровне мозга. Они используют те же задания, что и в поведенческих исследованиях, но на этот раз во время сканирования мозга детей с помощью фМРТ. Этот процесс позволит исследователям выявить нейронное перекрытие между памятью и математическими схемами мозга и лучше понять механизмы, управляющие этими взаимосвязями.

“Раньше от детей ожидали, что они будут заучивать наизусть таблицу умножения и другие математические факты, а сейчас больше внимания уделяется решению задач и меньше – запоминанию”, – говорит она.

Итак, как родители могут помочь своим детям лучше справляться с математикой? Как они сами могут стать лучше? Есть проверенные временем карточки и новые приложения для смартфонов, но есть и простые способы.

“Сделайте математику частью ваших ежедневных занятий с детьми с самого начала, а не только предметом, который изучают в школе”.

“Например, играйте с маленькими детьми в простые игры на запоминание, читайте шаги, когда идете пешком, или обсуждайте цены в продуктовом магазине”, – говорит она.

“Обдумывание базовой математики или ее применение помогают вам овладеть математикой более высокого уровня и улучшают вашу способность быстро вспоминать математические факты, необходимые для решения задач”, – говорит Эванс. “Вы можете сделать математические разговоры частью повседневной жизни. И когда вам станет более комфортно, вашим детям тоже станет комфортнее”.

Bryan McKenzie, University of Virginia
Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Стоит ли беспокоиться из-за детской влюбленности?

Если ваш ребенок учится в начальной школе, вы, возможно, не ожидаете, что будете помогать ему …

Мальчики учатся в школе хуже девочек из-за “плохих друзей”

В средней школе мальчики получают более низкие оценки, чем девочки, и отчасти это связано с …

Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie
Принять
Политика конфиденциальности