Photo by Freepik

Проявление доброты уменьшает чувство одиночества

Тесные взаимоотношения, рабочие коллективы и местные сообщества… для их нормального функционирования необходимо сотрудничество. Оказывается, вежливость может этому способствовать, поскольку она укрепляет связи и чувство удовлетворения от совместной работы. Об этом говорится в исследовании, проведенном в сотрудничестве с исследователями из Университета социальной психологии и гуманитарных наук в Варшаве.

Большую часть своей жизни мы проводим, общаясь с другими людьми: на собраниях, в классе, на улице. Каждое социальное взаимодействие, каким бы мимолетным оно ни было, создает возможность проявить вежливость, нейтралитет или грубость. Имеют ли значение эти повседневные решения? Могут ли небольшие проявления вежливости повлиять на наш мир?

Предыдущие исследования показали, что эти, казалось бы, незначительные проявления вежливости приносят много пользы как тем, кому они адресованы, так и тем, кто их проявляет.

Они приводят к улучшению самочувствия, большей удовлетворенности отношениями и осознанию смысла жизни.

“Те, кто ведет себя дружелюбно, испытывают более сильное чувство сопричастности и реже сталкиваются с одиночеством или депрессией”, – говорит соавтор исследования, психолог доктор Ольга Бялобжеска, с факультета психологии Университета социальной психологии и гуманитарных наук.

В последнем исследовании, авторами которого являются Ольга Бялобжеска и Александра Цислак-Войчик, а также Илан Розинер из Тель-Авивского университета, исследователи решили расширить предыдущие выводы и выяснить, может ли вежливость способствовать формированию социального капитала и, в частности, повышать склонность к сотрудничеству за счет укрепления социальных связей.

Статья, описывающая результаты исследования, опубликована в журнале Social Psychology.

Вежливость перерастает в сотрудничество

Исследователи провели два исследования. В первом из них 463 участника в возрасте от 18 до 67 лет отвечали, например, на такие утверждения: “Расплачиваясь в магазине, я стараюсь говорить теплым тоном или выражать искреннюю благодарность, чтобы сделать приятное человеку, который там работает”, – что позволило оценить их склонность проявлять вежливость в повседневной жизни, а также они ответили на утверждения, оценивающие их социальную связанность  (например, “Даже среди знакомых мне людей я не чувствую себя своим”), и отношения к сотрудничеству (например, “На работе я обычно учитываю интересы обеих сторон”).

Как и ожидалось, склонность к вежливости была связана с чувством социальной связанности, и это предсказывало готовность к сотрудничеству.

Во втором исследовании ученые решили проверить причинно-следственное влияние вежливости на готовность к сотрудничеству, манипулируя поведением участников.

В эксперименте приняли участие 164 студента-первокурсника, разделенные на 52 группы. Участники были случайным образом распределены в одну из групп: вежливую и контрольную. В первом случае их просили вести себя вежливо по отношению к другим во время совместной работы – заботиться о благополучии других членов команды, улыбаться, использовать теплый тон голоса или активно прислушиваться к идеям других, а также создавать приятную рабочую атмосферу, чтобы все чувствовали себя комфортно.

Участникам контрольной группы было предложено сосредоточиться на задании, а не на благополучии других членов группы, что могло проявляться в сосредоточенном выражении лица, использовании нейтрального или напористого тона голоса и ограничении количества улыбок и шуток.

Прямые и долгосрочные выгоды

Исследователи заметили, что вежливое отношение к другим членам команды приводило к большей удовлетворенности от командной работы и более позитивному отношению к сотрудничеству в целом по сравнению с сосредоточением только на задании. Это ассоциировалось с чувством социальной связанности.

Результаты обоих исследований показывают, что вежливость полезна не только напрямую в краткосрочной перспективе, но и косвенно, через укрепление социальных связей и, следовательно, повышение готовности к сотрудничеству.

“Оказывается, относительно небольшие и простые жесты, такие как улыбка, обращенная к другим людям, или использование теплого тона голоса, могут трансформироваться в более масштабные эффекты. Таким образом, наше исследование предлагает практические рекомендации для образовательных учреждений, рабочих мест, общественных, политических и деловых организаций о том, как увеличить социальный капитал”, – подчеркивает Бялобжеска.

Хотя вежливость, как правило, считается достоинством, существуют также некоторые распространенные негативные представления о ней. Например, она может восприниматься как признак слабости, неуверенности в себе и, как правило, как черта, противоречащая уверенности в себе. Это может привести к тому, что люди будут пренебрегать вежливостью в ситуациях, требующих эффективности.

Однако вежливость и эффективная работа не обязательно противоречат друг другу; как раз наоборот – вежливость может мотивировать людей работать над достижением общей цели”, – добавляет психолог.

Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Может ли доброта сделать вас красивее?

Недавнее исследование, опубликованное в British Journal of Social Psychology, показывает, что люди, которых считают добрыми …

На самом ли деле левые более просоциальны?

Часто предполагается, что люди, придерживающиеся левых политических взглядов, обладают более сильными просоциальными чертами и более …

Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie
Принять
Политика конфиденциальности