Photo by Freepik

Экранное время и детские эмоциональные проблемы

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Psychological Bulletin, слишком долгое нахождение у экранов может вызвать у детей эмоциональные и поведенческие проблемы, а эти проблемы, в свою очередь, могут привести к еще большему использованию экранов.

Исследование, проведенное международной группой ученых, представляло собой систематический обзор и мета-анализ 117 исследований, охватывающих данные о более чем 292 000 детей по всему миру.

 

“Дети все больше времени проводят за экранами, занимаясь чем угодно – от развлечений до выполнения домашних заданий и переписки с друзьями”.

“Мы обнаружили, что увеличение времени, проводимого за экраном, может привести к эмоциональным и поведенческим проблемам, и дети с такими проблемами еще больше обращаются к экранам, чтобы с ними справиться”, – говорит доктор Майкл Ноэтель, доцент факультета психологии Квинслендского университета и один из авторов исследования.

Ноэтель и его коллеги провели мета-анализ, чтобы лучше понять взаимосвязь между временем, проведенным за экраном, и социально-эмоциональными проблемами, такими как агрессия, тревожность или низкая самооценка. Они включили в анализ все исследования с участием детей младше 10 лет, в которых измерялось время, проведенное за экраном, и социально-эмоциональные проблемы, а за детьми велось наблюдение не менее шести месяцев. К занятиям, связанным с экраном, относились социальные сети, видеоигры, просмотр телепередач и выполнение домашних заданий онлайн.

Большинство исследований было проведено в США (41 исследование), за которыми следуют Канада (13), Австралия (11), Германия и Нидерланды (по 7).

Исследование показало, что чем больше дети проводят времени за электронными экранами, тем выше вероятность того, что у них разовьются социально-эмоциональные проблемы. К ним относятся как внутренние проблемы, такие как тревожность и депрессия, так и внешние, такие как агрессия и гиперактивность. И наоборот, дети, испытывающие социально-эмоциональные проблемы, чаще обращаются к экранам как к механизму совладания с трудностями.

Исследователи выявили несколько факторов, которые могут влиять на эти взаимосвязи. По сравнению с детьми младшего возраста (от 0 до 5 лет), дети старшего возраста (от 6 до 10 лет) чаще возникают социально-эмоциональные проблемы при более частом использовании гаджетов. Девочки в целом были более  восприимчивы к развитию социально-эмоциональных проблем при более частом использовании гаджетов, в то время как мальчики с большей вероятностью увеличивают время использования гаджетов, сталкиваясь с социально-эмоциональными проблемами.

По словам Ноэтеля, тип экранного контента и цель использования экрана также сыграли свою роль.

Игры были связаны с более высокими рисками по сравнению с использованием экрана в образовательных или развлекательных целях.

Дети, испытывающие социально-эмоциональные проблемы, также чаще обращались к играм, чтобы с ними справиться.

Полученные результаты говорят о том, что родителям, возможно, стоит быть осторожнее в выборе экранов, которые они разрешают использовать, и пользоваться родительским контролем для управления экранным временем, – говорит Ноэтель. Он также отмечает, что детям, которые много времени проводят за экраном, может потребоваться эмоциональная поддержка, а не только ограничения. Родителям могут быть полезны программы, помогающие справляться как с использованием экранов, так и с эмоциональными проблемами.

«Это всестороннее исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к контролю за временем, которое дети проводят за экраном», говорит доктор Роберта Васконселлос, преподавательница Университета Нового Южного Уэльса, проводившая исследование, будучи докторантом Австралийского католического университета.

«Понимая двустороннюю связь между экранным временем и социально-эмоциональными проблемами, родители, педагоги и политики могут лучше поддерживать здоровое развитие детей в мире, который становится все более цифровым».

По словам Ноэтеля, поскольку в каждом исследовании, включённом в мета-анализ, наблюдение за детьми велось в течение определённого времени, это исследование на шаг ближе к выявлению причинно-следственных связей (в отличие от корреляции), чем обычные исследования, проводимые в один момент времени.

«Это самое близкое к причинно-следственной связи доказательство, которое мы можем получить, не выхватывая случайным образом экраны у тысяч детей», – говорит он.

«Но все же мы не можем полностью исключить другие факторы – например, стиль воспитания, – которые могут влиять как на использование экрана, так и на эмоциональные проблемы».

Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Трудности с навыками чтения проявляются очень рано

Экспертам давно известно, что навыки чтения развиваются еще до первого посещения детского сада, но новое …

Психическое здоровье отца влияет на развитие ребенка

Эксперты из Детской больницы Энн и Роберта Х. Лурье в Чикаго подтверждают необходимость выявления у …