Photo by Freepik

Трудности с навыками чтения проявляются очень рано

Экспертам давно известно, что навыки чтения развиваются еще до первого посещения детского сада, но новое исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences Гарвардской высшей школой образования, показывает, что они могут начать развиваться уже в младенчестве.

Исследование, проведенное в лаборатории доцента кафедры образования Надин Гааб, показало, что траектории развития детей с нарушениями чтения и без них начинают расходиться примерно в возрасте 18 месяцев, а не в возрасте 5 или 6 лет, как считалось ранее. По словам Гааб, это открытие может иметь серьезные последствия для государственной политики, поскольку оно подчеркивает необходимость раннего выявления трудностей с чтением, раннего вмешательства и улучшения программ обучения грамоте в дошкольных учреждениях.

“Наши результаты показывают, что некоторые из этих детей впервые приходят в детский сад со своими маленькими рюкзачками и не самым оптимальным для обучения чтению состоянием мозга, и что эти различия в развитии мозга начинают проявляться в раннем возрасте”, – говорит Гааб. “Сейчас мы ждем второго или третьего класса, чтобы выявить детей, испытывающих трудности с чтением”.

“Мы должны выявлять таких детей и вмешиваться в процесс обучения гораздо раньше, потому что мы знаем, что чем младше мозг, тем более он пластичен для восприятия языка”.

Гааб и ее соавторы Тед Турески, Элизабет Эскаланте и Меган Ло работали с выборкой из 130 детей, принимавших участие в исследовании, самому младшему из которых было 3 месяца. Восемьдесят из них проживали в районе Бостона, а 50 – в Канаде. В течение последних десяти лет исследователи с помощью МРТ отслеживали развитие мозга участников с младенчества до детства и его связь с развитием грамотности. Выборка была дополнена результатами МРТ и поведенческими показателями из набора данных Calgary Preschool MRI.

“Есть и другие исследования, которые отслеживают развитие мозга у детей, но это единственное в мире лонгитюдное исследование мозга, которое отслеживает его развитие от младенчества до детства с помощью комплексных показателей грамотности”, – говорят Гааб и Турески.

“В тех других исследованиях объем выборки был больше, чем у нас, но они были гораздо в большей степени сосредоточены на типичном созревании мозга”, – говорит Турески. “Мы не нашли других исследований, которые начинались бы в младенчестве, отслеживали созревание мозга у тех же детей так долго, как это делали мы, и включали показатели успеваемости”.

Исследователи также стремились узнать больше о том, как мозг обучается в целом и как он учится читать в частности. Чтение – это сложный навык, который включает в себя раннее развитие областей мозга и взаимодействие различных навыков более низкого уровня, включая фонологическую обработку и устную речь.

По словам Гааб, мозговые основы фонологической обработки, которые ранее считались одним из самых надежных поведенческих прогностических факторов навыков декодирования и чтения слов, начинают развиваться при рождении или даже раньше, но продолжают совершенствоваться в период от младенчества до дошкольного возраста.

Исследование еще раз подтвердило это, показав, что фонологическая обработка опосредует связь между ранним развитием мозга и более поздними навыками чтения слов.

“Большинство людей думают, что чтение начинается с поступлением в школу или когда ребенок начинает вслух читать азбуку”, – говорит Гааб. “Навыки чтения, скорее всего, начинают формироваться еще в утробе матери, потому что фундаментальным навыком для обучения чтению, частью которого является устная речь, является обработка звуков и речи, которая происходит в утробе матери”.

Помимо МРТ-сканирования, в рамках исследования проводились психометрические тесты для оценки речевых и общих когнитивных способностей детей, а также их родного языка и среды, в которой они обучаются грамоте, чтобы выяснить, как эти факторы влияют на развитие.

“Долгое время мы знали, что у детей, испытывающих трудности с чтением, наблюдается разное развитие мозга”, – говорит Гааб. “Но мы не знали, меняется ли их мозг, реагируя на ежедневные трудности в школе, что затем приводит к различиям в его работе. Или же дело в том, что в первый день обучения в школе мозг детей начинает работать не совсем оптимально для обучения чтению, что затем, скорее всего, вызывает проблемы с чтением”.

“Наши результаты, в частности, полученные в лаборатории, показали, что что дети приходят в первый класс с мозгом, который не оптимален для обучения чтению, и что эти различия в работе мозга проявляются задолго до детского сада”.

Гааб приводит свое исследование в качестве примера того, как фундаментальная наука может влиять как на образовательную практику, так и на политику. Она и ее команда собирались продолжать наблюдение за детьми, участвующими в исследовании, в средней и старшей школе в течение еще почти пяти лет, но недавнее сокращение федерального финансирования поставило эти планы под угрозу.

“Первые четыре года обучения чтению – это развитие устной речи. Но конечная цель обучения чтению – это понимание того, что вы читаете”, – говорит она.

“В нашем исследовании мы изучали, как дети учатся читать слова. Мы надеялись проследить за ними еще пять лет, чтобы проверить, как они понимают текст”.

Но финансирование, скорее всего, будет прекращено.

“Это действительно печально, потому что эти дети закончат учебу и поступят в колледж, и мы потеряем их для исследования навсегда”, – говорит Гааб. “Мы могли бы получить такую важную информацию, чтобы измерить, по крайней мере, уровень понимания прочитанного, даже если мы больше не увидим их мозг, когда  они будут учиться в средней и старшей школе. Семьи детей, участвовавших в исследовании, уже спрашивают нас: “Когда мы должны прийти снова?” Нам нужно сказать им, что, скорее всего, это был последний раз”.

Liz Mineo, Harvard University
Подпишитесь на сайт Психолог в интернете
в Telegram или ВКонтакте.

Помощь психолога

Check Also

Как привить ребенку любовь к грамоте в летние месяцы

Прозвенел звонок об завершении учебы. Конец учебного года – это время для размышлений и начала …

Как разорвать порочный круг математической тревожности

Есть старая шутка о том, что в мире есть три типа людей: те, кто хорошо …