Когнитивные нейробиологи из Университета Брауна исследовали одно из любимых развлечений человечества и выяснили, как люди могут распространять сплетни так, чтобы об этом не узнал сам объект этих сплетен, а если и узнал, то, по крайней мере, не сразу.
В исследовании, опубликованном в журнале Nature Human Behavior, ученые обнаружили, что распространение сплетен зависит от способности человека выполнять сложные вычислительные процедуры каждый раз, когда он решает распространить информацию, и что большинство людей делают это инстинктивно.
Исследователи определили сплетни как разговоры о третьих лицах, которые не присутствуют при обсуждении.
Они обнаружили, что люди, как правило, меньше сплетничают с теми, кто дружит с объектом сплетен, особенно если он считается популярным, и больше всего сплетничают с теми, кто популярен, но лишь отдаленно связан с объектом сплетен.
“Мы учитываем два важных фактора, когда решаем, с кем поделиться сплетней: насколько популярен этот человек и насколько он связан с тем, о ком распространяется сплетня”, – говорит автор исследования Ориэль ФельдманХолл, доцент кафедры когнитивных и психологических наук в Университете Брауна, который связан с Институтом мозга Карни. “Этот выигрышный алгоритм позволяет нам широко распространять информацию, не давая объекту сплетен понять, что мы говорим о нем”.
По словам автора исследования Элис Ся, аспирантки факультета когнитивных наук Университета Брауна, мощь этих вычислений очевидна на примере недавних социальных явлений. По словам Ся, люди полагаются на эти вычисления, чтобы предсказать, куда могут привести их сплетни, а технологии, лежащие в основе платформ социальных сетей, вероятно, используют аналогичные вычисления для максимального вовлечения пользователей.
“Платформы социальных сетей используют функционально схожие алгоритмы для прогнозирования поведения пользователей на основе такой информации, как количество лайков или количество подписчиков, которые сигнализируют о влиянии пользователя и потенциальной способности распространять контент в сети”, – говорит Ся. “По сути, именно так мы получаем вирусный контент”.
Картирование распространения сплетен
Способность человека производить такие вычисления зависит от мыслительного процесса, называемого когнитивным картиванием. В статье, опубликованной в 2024 году, ФельдманХолл и доцент кафедры когнитивных и психологических наук Апурва Бхандари установили, что люди воспроизводят воспоминания о ежедневных социальных взаимодействиях во время сна, чтобы построить ментальную карту своей социальной сети.
Несмотря на то, что люди не осознают связь каждого человека в своей социальной сети с другими людьми, по словам ФельдманХолл, карты, которые они создают неосознанно, служат надежными ориентирами в том, кому можно рассказывать сплетни, кому нельзя и как сплетни будут распространяться.
В новом исследовании ФельдманХолл и Бхандари рассказали участникам о вымышленной сети из девяти человек.
Затем они предложили участникам посплетничать о ком-то из них и попросили определить, насколько вероятно, что они поделятся этой информацией с другими участниками сети.
Первоначальные результаты показали, что участники использовали социальную дистанцию и популярность, измеряемую количеством прямых друзей, которые были у человека, чтобы предсказать, как будет распространяться информация .
Затем исследователи проверили свою теорию на примерно 200 студентах-первокурсниках Университета Брауна, проживающих в общежитиях кампуса.
Исследователи составили карту этой социальной сети, опросив всех участников исследования об их дружеских отношениях. Затем они попросили группу из 100 участников оценить вероятность того, что кто-то в их сети услышит новости, которыми поделится кто-то другой. Исследователи обнаружили, что даже в такой сложной социальной сети, состоящей из десятков тысяч возможных связей, люди могут успешно использовать социальную дистанцию и популярность, чтобы предсказать, в каком направлении распространяться сплетни.
Опираясь на эти данные, исследователи объединились с Мэттом Нассаром, доцентом кафедры нейробиологии Института Карни, чтобы создать вычислительную модель того, как мозг человека моделирует и прогнозирует распространение сплетен в его социальной сети.
“Мозг сжимает то, что видел человек – например, Мэри пила кофе с Джеймсом, а затем Джеймс общался с Адамом, – в упрощенную карту сети, которая позволяет человеку делать обоснованные предположения о том, кто что услышит, даже если эти люди находятся на расстоянии нескольких шагов друг от друга”, – говорит Ся.
По словам ФельдманХолл, результаты нового исследования опровергают распространенные представления о сплетнях как о пустой болтовне.
“Тот факт, что наш мозг тратит столько умственных усилий на то, чтобы наши сплетни не попали в чужие руки, свидетельствует о силе сплетен и изощренности человеческого мозга”, – говорит ФельдманХолл.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога