Исследование показало, что всего после нескольких часов социальной изоляции делают подростков более мотивированными к поиску вознаграждения. Это может способствовать их социальному взаимодействию, но когда возможности для общения ограничены, это может привести к тому, что они будут стремиться к менее полезному вознаграждению, например, к алкоголю или наркотикам.
Когда мы чувствуем себя социально изолированными, наш мозг побуждает нас искать вознаграждение. Современная теория утверждает, что это полезная эволюционная адаптация, помогающая нам восстановить связь с другими людьми.
Исследование, проведенное Кембриджским университетом, показало, что люди в позднем подростковом возрасте очень чувствительны к одиночеству.
Проведя всего несколько часов без какого-либо социального взаимодействия, подростки прилагают значительно больше усилий для получения вознаграждения.
Такая повышенная мотивация к поиску вознаграждения может помочь в восстановлении социальных связей. Но когда общение с другими людьми невозможно, изменение поведения может стать проблематичным – например, из-за того, что некоторые люди становятся более склонными к поиску вознаграждения, например, в виде алкоголя или лёгких наркотиков.
Исследование показало, что этот эффект был сильнее выражен у подростков, которые сообщили, что чувствовали себя более одинокими в изоляции. Когда участникам исследования разрешили взаимодействовать с другими людьми в социальных сетях во время изоляции, они сообщили, что чувствовали себя менее одинокими, и в результате их стремление к вознаграждению изменилось менее драматично.
Отчет опубликован в журнале Communications Psychology.
“Наше исследование демонстрирует, насколько чувствительны молодые люди к очень коротким периодам изоляции”, – говорит доктор Ливия Томова, проводившая исследование на факультете психологии Кембриджского университета.
“Мы обнаружили, что одиночество значительно повышает мотивацию подростков к поиску вознаграждения – будь то больше социальных контактов, денег или чего-то еще”, – добавляет Томова, которая сейчас работает в Кардиффском университете.
Исследования показывают, что за последнее десятилетие уровень подросткового одиночества во всем мире удвоился.
Выдвигаются предположения, что в этом виноваты социальные сети, но исследователи утверждают, что причиной могут быть и многие другие изменения в обществе.
“Социальные сети могут вызывать чувство одиночества у некоторых подростков, но наше исследование показывает, что эта взаимосвязь сложна”, – говорит профессор Сара-Джейн Блейкмор с факультета психологии Кембриджского университета.
“Виртуальное взаимодействие с другими людьми, по-видимому, делает изолированных подростков менее склонными к поиску внешнего вознаграждения по сравнению с теми, кто находится в изоляции без доступа к социальным сетям. Это говорит о том, что социальные сети могут смягчать некоторые негативные последствия изоляции, но, конечно, мы не знаем, какие потенциально вредные последствия в то же время это может иметь”, – добавляет она.
Хотя участникам исследования было менее скучно и одиноко в изоляции, если у них был доступ к социальным сетям, у них все равно наблюдалось такое же снижение позитивного настроения, как и у тех, у кого доступа не было.
Социальное взаимодействие – одна из базовых потребностей человека, и его отсутствие приводит к одиночеству. До сих пор понимание того, как одиночество влияет на поведение подростков, было весьма ограниченным, поскольку большинство научных экспериментов проводилось на животных.
Как проводилось исследование?
Исследователи набрали молодых людей из местного района в Кембридже (Великобритания) и провели масштабное обследование, чтобы сформировать группу из 40 подростков в возрасте 16–19 лет, которые имели хорошие социальные связи, не имели проблем с психическим здоровьем в анамнезе и имели средний уровень одиночества для своей возрастной группы.
Участникам были предложены предварительные тесты для определения того, сколько они наберут баллов за выполнение каждого задания в самом начале исследования.
Затем в два разных дня их попросили провести от трёх до четырёх часов в одиночестве в комнате, прежде чем снова выполнить те же компьютерные задания.
В один из дней изоляции у участников вообще не было социального взаимодействия, но в другой у них был доступ к виртуальному социальному взаимодействию с использованием телефона или ноутбука.
Исследование показало, что при наличии возможности виртуального взаимодействия почти половина участников проводили более половины своего времени онлайн, в основном обмениваясь сообщениями со своими друзьями.
В целом исследование показало, что после четырёх часов изоляции у участников повышалась мотивация смотреть на изображения, демонстрирующие позитивное социальное взаимодействие, и играть в игры, в которых можно выиграть деньги. Они также лучше усваивали, как получать такое вознаграждение в играх типа «фруктового автомата».
Если они могли виртуально взаимодействовать с другими людьми, находясь в изоляции, они сообщали, что чувствовали себя менее одинокими. Они также были менее склонны прилагать усилия для выполнения заданий, чем когда у них не было виртуального социального взаимодействия во время изоляции.
в Telegram или ВКонтакте.
Помощь психолога
Психолог в интернете Новости наук о человеке и психологическая помощь. Сайт психолога Андрея Гаврилова.